Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №3, 2018
Уильям Линч
доктор философии, доцент.
Департамент истории, Университет Уэйна.
Детройт, Мичиган, 48202 США;
e-mail: William.Lynch@ wayne.edu
Исследование венгерской диссертации Имре Лакатоса по исторической социологии науки открывает в новом свете его зрелые идеи по философии науки. Лакатоса чаще всего вспоминают как сторонника интернализма и автономии науки. Однако комментаторы ошибаются, рассматривая его вклад исключительно как реакцию на Томаса Куна и «экстерналистов», испытавших влияние Бориса Гессена. В этой связи особенно любопытно обнаружить, что Лакатос разрабатывал и поддерживал общую социологию научного знания с марксисткими основаниями и ленинской идеей о «неисчерпаемом атоме». Он диалектически трансформировал идею об изменчивости и неполноте нашего взаимодействия с миром природы в тезис о развитии и исторической сменяемости исследовательских программ. В своем стремлении объединить Поппера и Куна он также развивал отчетливо диалектический подход к науке