Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №4, 2015

Илья Касавин
Мы живем в мире самоочевидных иллюзий

Илья Теодорович Касавин
доктор фило софских наук,
член корреспондент РАН,
за ведующий сектором социальной
эпистемо логии Института философии РАН.
E mail: itkasavin@gmail.com

Ilia Kasavin
doctor of philosophical sciences, professor,
correspond member of the Russian Academy of Sciences,
the head of the department of social epistemology,
Institute of Philsophy, RAS

Трехслойная структура смысла и соответствующая структура жизненного мира — философские концептуализации, предложенные профессором А.Л. Никифоровым для построения аналогии между языком и миром. Возникает впечатление, что все рассуждение несет на себе печать влияния «Логико-философского трактата» Витгенштейна, слегка разбавленное реалистическими мотивами попперовской философии науки. При этом автору не хочется полностью соглашаться с одним австрийцем в том, что границы языка уж так жестко определяют границы мира. Так же нелегко принять концепцию и другого австрийца по поводу трех миров, на которой зиждется понятие объективности знания. Приходится учитывать и то, что говорят по этому поводу ученые: Гельмгольц, Грегори, Гибсон и многие другие, даже на букву «М», скажем, Мах. А поскольку еще и все то, что может быть сказано, должно быть сказано ясно (таков вечный императив нашего автора), ситуация складывается уже совсем непростая. Выберем для начала обсуждения следующий тезис Александра Леонидовича: «Над... миром повседневного опыта и интерсубъективного знания надстраивается мир национальной культуры, задаваемый национальным языком, традициями, историей. культура вносит в жизненный мир человека такие объекты и ситуации, которых нет в мире опыта и знания». В этом тезисе концентрированным образом выражено представление автора о разных элементах человеческого мира: опыте (трактуемом как повседневный), знании (понимаемом как научное) и культуре как совокупности национального языка, традиций и истории. Содержание этих элементов различно, но не мешает им соединяться друг с другом путем наслоения высших уровней на низшие. Тем самым создается совокупная картина человеческого мира и она представляет собой ту самую целостность смыслов и значений, которая отличает сознание взрослого, здорового, социализированного индивида.



Другие статьи автора: Касавин Илья

Архив журнала
эп№3, 2020я№4, 2020эп№2, 2021фин№1, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№4, 2018№1, 2019№3, 2018№1, 2018№2, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№4, 2015№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№1, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба