Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №4, 2015
Илья Теодорович Касавин –
доктор философских наук,
членкорреспондент РАН,
заведующий сектором социальной
эпистемологии Института философии РАН.
Email: itkasavin@gmail.com
Ilia Kasavin —
doctor of philosophical sciences, professor,
correspondmember of the Russian Academy of Sciences,
the head of the department of social epistemology,
Institute of Philsophy, RAS
Трехслойная структура смысла и соответствующая структура жизненного мира — философские концептуализации, предложенные профессором А.Л. Никифоровым для построения аналогии между языком и миром. Возникает впечатление, что все рассуждение несет на себе печать влияния «Логико-философского трактата» Витгенштейна, слегка разбавленное реалистическими мотивами попперовской философии науки. При этом автору не хочется полностью соглашаться с одним австрийцем в том, что границы языка уж так жестко определяют границы мира. Так же нелегко принять концепцию и другого австрийца по поводу трех миров, на которой зиждется понятие объективности знания. Приходится учитывать и то, что говорят по этому поводу ученые: Гельмгольц, Грегори, Гибсон и многие другие, даже на букву «М», скажем, Мах. А поскольку еще и все то, что может быть сказано, должно быть сказано ясно (таков вечный императив нашего автора), ситуация складывается уже совсем непростая. Выберем для начала обсуждения следующий тезис Александра Леонидовича: «Над... миром повседневного опыта и интерсубъективного знания надстраивается мир национальной культуры, задаваемый национальным языком, традициями, историей. культура вносит в жизненный мир человека такие объекты и ситуации, которых нет в мире опыта и знания». В этом тезисе концентрированным образом выражено представление автора о разных элементах человеческого мира: опыте (трактуемом как повседневный), знании (понимаемом как научное) и культуре как совокупности национального языка, традиций и истории. Содержание этих элементов различно, но не мешает им соединяться друг с другом путем наслоения высших уровней на низшие. Тем самым создается совокупная картина человеческого мира и она представляет собой ту самую целостность смыслов и значений, которая отличает сознание взрослого, здорового, социализированного индивида.