Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №4, 2015
Я чрезвычайно благодарен моим друзьям-коллегам за их критические замечания по поводу моего текста. Как представляется, дискуссия получилась весьма интересной, затрагивающей многие глубокие и тонкие вопросы современной эпистемологии. Я не буду здесь вступать в полемику со своими критиками по поводу отдельных замечаний, это потребовало бы слишком много места, и выскажу лишь несколько общих соображений. Я хотел показать, как строится картина жизненного мира человека — того мира, в котором он живет и действует. Разнообразные воздействия внешнего мира человек сначала интерпретирует с помощью органов чувств, а затем на чувственные впечатления налагается еще одна интерпретация — языковая. Так из внешних воздействий конструируются предметы, их свойства и отношения, которые и образуют мир жизни человека. Я совершенно согласен с моими оппонентами в том, что эта схема слишком упрощенно представляет суть дела. И.Т. Касавин указывает на то, что существует доязыковой, невербализованный опыт, который входит в жизненный мир человека. Кроме того, в этом мире существует нечто такое, чего мы не можем выразить языковыми средствами: «Мысль изреченная есть ложь!» П.С. Куслий говорит о том, что мир человека наполнен событиями, временными интервалами, героями легенд, мифов, литературных произведений, т.е. такими объектами, которые нельзя истолковать как интерпретации внешних воздействий. Все это верно