Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №4, 2015

Стив Фуллер
Клиентская наука как выражение научного плюрализма

Steve Fuller
D. Litt., professor of the department of sociology,
Warwick University,
Great Britain. E mail: S.W.
Fuller@warwik.ac,uk

В статье рассматриваются два понятия. Первое – “protscience” (краткая форма от “protestant science” – «протестантская наука») – разработано автором и от сылает нас к эпохе Реформации (XVI–XVII вв.), когда представители западного христианства решили «взять религию в свои руки». Сегодня мы наблюдаем по хожую тенденцию в отношении главного эпистемического авторитета – науки, «реформацию» которой часто описывает как «демократизацию». Между тем более точному пониманию проблемы способствует второе ключевое понятие – различие, проводимое в маркетинге между «клиентом» (customer) и «потреби телем» (consumer). Первый покупает, чтобы продать; второй – чтобы использо вать. Многие из так называемых антинаучных движений последнего времени могут быть объяснены как выражающие тенденцию к «клиентизации (customisation) науки», когда люди, получившие некоторое представление о современной науке, вырабатывают избирательное отношение к тому, во что из того, что было ими изучено, следует верить.

This article is concerned with two concepts. The first is a coinage of the author, ‘Protscience’, a contracted form of ‘Protestant science’, made in reference to the 16th—17th century Protestant Reformation, when the members of Western Christen dom took their religion into their hands, specifically by reading the Bible for them selves and interpreting its relevance for their lives. Today we witness a similar ten dency with regard to the dominant epistemic authority, science, whose ‘reformati on’ often portrayed as ‘democratisation’. However, a more exact understanding draws on the article’s second key concept, the distinction drawn in marketing bet ween ‘customer’ and ‘consumer’. The former purchases to sell (i.e. a retailer), whe reas the latter purchases to use. Many of the so called ‘anti science’ movements of recent times can be explained as a rise in ‘science customisation’, whereby people who have acquainted themselves with the latest science adopt a discretionary atti tude towards what they will and will not believe of what they have learned.



Другие статьи автора: Фуллер Стив

Архив журнала
эп№3, 2020я№4, 2020эп№2, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№4, 2018№1, 2019№3, 2018№1, 2018№2, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№4, 2015№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№1, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба