Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №2, 2016
Александр Юрьевич Антоновский –
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник сектора
социальной эпистемологии
Института философии РАН.
Email: antonovski@hotmail.com
Рассмотрим коммуникативный подход в философии науки, разработанный не мецким социологом Н. Луманом. Однако не будем органичиваться реконструкцией заявленных Луманом концептов, но позволим себе собственную интерпретацию, представим непроговариваемый Луманом контекст, а также привлечем собственный иллюстративный материал, поскольку сам Луман не балует читателя наглядными подтверждениями своей теории. Таковая реконструкция, безусловно, потребует и существенного сокращения, упрощения, а коегде и тривиализации, а в целом—крайне избирательного отношения к этой высшей степени комплексной теории. В статье в перспективе коммуникативно-социологического рассмотрения научной деятельности исследуются классические проблемы: критерии подлинности научного знания, ее автономии (гетерономии) и средств, которыми эта автономия может достигаться; проблема фундамента и структуры научного знания: отношения понятий и слов, теорий и методов; проблемы коммуникативных запретов, накладываемых на возможности системной организации науки (принцип лимитации); специфика и возможность социальной теории, ее отличия и сходства с утвердившимися классическими образцами теоретизирования; особенности разнопорядковых типов научного наблюдения.
COMMUNICATIVE INTERPRETATION OF SCIENCE
IN THE CONTEXT OF THE CLASSICAL EPISTEMOLOGICAL PROBLEMS
Alexander Antonovski —
PhD in philosophy,
senior research fellow at the departament
of social epistemology,
Institute of Philosophy,
Russian Acamedy of Sciences.
In this paper, the author analyzes and discusses the communicative approach used in the philosophy of science developed by N. Luhmann. He shows how Luhmann’s communicative approach can be used to discuss a wide range “the classical problems” of knowledge: criteria for scientific knowledge, its autonomy and tools for achieving it, the problem of the foundation and structure of the scientific knowledge, the relationship between concepts and words, theories and methods.The author also analyzes the problem of the communication constraints imposed on the process of systematic organization of science (i.e. the delimitation principle): the specificity and opportunity of the social theory, its differences and similarities with the settled classic examples of the theorizing; the peculiarities of the particular types of the scientific observation.