Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №2, 2020
Брызгалина Елена Владимировна
кандидат философских наук, доцент.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1,
Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
e-mail: evbrz@yandex.ru
Киселёв Владимир Николаевич
кандидат философских наук, доцент.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1,
Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
e-mail: vnkiselev@list.ru
В статье обоснована возможность трактовки экспертизы как исследовательской коммуникативной практики в отличие от экспертного «сравнения с образцом». Внутрь так понимаемых экспертиз оказывается институционально встроена контр-экспертиза. Коммуникация экспертной и контр-экспертной позиции, представляющей собой феноменологический личностный выбор, может иметь формат личного институционально оформленного общения и быть опосредованной медиаторами и медиатекстами. Результаты взаимодействия экспертизы и контрэкспертизы определяются множеством факторов, среди которых важно совпадение (несовпадение) образов будущего. Коммуникация между профаном и экспертом по поводу наукоразмерных ситуаций может быть рассмотрена в призме различных оптик – лингвистической, социологической, социально-политической, психологической оптик, фиксирующих ряд несколько парадоксов (равенства, ограниченного выбора, избытка/ дефицита).
EXPERT AND LAYMAN: COMMUNICATIVE PARADOXES OF EXPERTISE AND COUNTER-EXPERTISE
Elena V. Bryzgalina
PhD in Philosophy, associate professor.
Lomonosov Moscow State University.
GSP-1, Lomonosovsky prospekt,
27‒4, Moscow, 119991, Russia;
e-mail: evbrz@yandex.ru;
Vladimir N. Kiselev
PhD in Philosophy, associate professor.
GSP-1, Lomonosovsky prospekt, 27‒4,
Moscow, 119991, Russian Federation;
e-mail: vnkiselev@list.ru
The article substantiates the possibility of interpreting expertise as a research communicative practice, in contrast to the expert “comparison with the sample”. Inside the so-called examinations, a counter-examination is institutionally integrated. The communication of expert and counter-expert position, which is a phenomenological personality choice, can take a form of personal institutionalized communication, and can be mediated by mediators and media texts. The results of examination and counter-interaction are determined by many factors, among which the coincidence (mismatch) of the images of the future. Communication between a layman and an expert about science-dimensional situations can be considered in prism of various optics – linguistic, sociological, socio-political, psychological optics, fixing a number of several paradoxes (equality, limited choice, excess / deficit).