Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №1, 2009

Л. А. МИКЕШИНА
Эмпирический субъект и категория жизни
Просмотров: 2385

Современная эпистемология нуждается в обогащении понятийного аппарата, что достигается расширением представлений о рациональности и включением в когнитивные тексты наряду с трансцендентальным субъектом эмпирического субъекта познания. Все шире в эпистемологию входят понятия текста, смысла, значения, понимания и интерпретации, а также интенциональности, интерсубъективности и коммуникации, «жизненного мира» и жизни в ее небиологическом значении. Введение понятия «жизнь» одновременно означает признание значимости эмпирического субъекта как наделенного жизнью индивида. И следует согласиться с И.Т. Касавиным, что перед неклассической эпистемологией стоит нетривиальная задача – соединить «трансцендентальную позицию с эмпирическим социокультурным исследованием», и это «станет в XXI в. одним из решающих критериев исторической адекватности теоретической философии вообще»...
  • Вершинин Владимир

  • 03 марта 2010
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
Конечно, было бы странным, если И.Кант, признавая трансцендентальное исследование способностей сознания, отрицал бы возможность постижения человека КАК трансцендентного по отношению к миру существа. Кант не знал ни о "коллективном бессознательном" психоанализа (К.Юнг), ни о "габитусах" культурной антропологии (П.Бурдье). Но гениальна его догадка о том, что ментальные реакции человека на раздражители опосредованы его прошлой культурной историей, овнутренной в его сознании (посредством механизма "сигнальной наследственности" ("сигнал сигналов" - речь) М.Лобашева, используемой в теории этногенеза Л.Гумилева). То есть личность есть "продукт" коллективного исторического опыта, вне которого она вообще ненаблюдаема. И культуру можно "рационально" мыслить как сформированную коллективным историческим опытом кантовскую "априорную рамку" (А.Панарин), гарантирующую человеку избирательность его поведения, возможность отбирать события и выстраивать из них иерархии значимого и незначимого, адекватного и неадекватного. Таким образом, субъективное не тождественно индивидуальному и культура как кантовская "априорная рамка", с одной стороны, очевидно, "субъективна", а с другой - "объективна" по отношению к индивиду.

Потому история движется в соответствии с тем, кем и В ЧЕМ убеждено большинство. Это "в чем" становится "очевидностями" в следующих поколениях посредством культуры, как кантовской "априорной рамки" триады: система верований, система ценностей, система норм. Культура есть обитель кантовского "трансцендентного человека", разрушая и заменяя которую "жизненным миром" индивида, нео-либерализм превращает во "всеми гонимого" столь вожделенного когда-то (Модерном) "субъекта", о котором "Так говорил Заратустра": "Я учу вас о сверхчеловеке... "Счастье найдено нами", - говорят последние люди, и моргают" (Ф.Ницше).

Социологической (через систему образования и общественное мнение) проекцией отказа от бесконечности "актуальной" (Г.Кантор) в пользу бесконечности "становящейся" (Г.Вейль) явился постепенный, но все более давлеющий отказ от больших социальных проектов в пользу творческих потенций индивидуальных эмпирик, требующих, однако, согласования "в общественных интересах" посредством КОНСТРУИРУЕМЫХ концепций наподобие "перекрывающего консенсуса" (Дж.Ролз) или "коммуникативного разума" (Ю.Хабермас, комментирующий Ролза). Но в этой поступи в до-юмовскую архаику нео-либеральные "батальоны на марше" поджидает "в засаде" известная "теорема о неполноте" К.Геделя. Рождается нешуточное подозрение, что преодолеть ее будет предложено с помощью... Мирового Правительства.
Архив журнала
эп№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№4, 2018№1, 2019№3, 2018№1, 2018№2, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№4, 2015№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№1, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба