Журнальный клуб Интелрос » Этажи » №4, 2020
* * *
видимо, когда всё как-нибудь завершится — это
будет похоже на опустевший концертный зал:
немота, ряды кресел, потухшая сигарета
в пепельнице фойе, треть стакана с водой «Нарзан»
в буфете — и никого вокруг, даже эха
мир так никогда и не услышит, о чём ты думал,
кроме тех фраз, которые сам изложил,
о чём ты, бывало, молчал, чему злился, дурень,
и радовался негромко чему, пока был ещё жив,
пока время спокойно не наставило дуло
а, возможно, это будет похоже, когда всё завершится,
на пустую тропу: по краям — луговой клевер,
дальний пруд с остывшей к лунной ночи ушицей,
деревья, никогда не знавшие, что они деревья,
и в битых зеркалах путь: всё длится и длится
стансы к августу
I
дождь, словно не придавая значения
этому, капал небрежно и капал —
так, на бегу поедая печенье,
крошки всегда сыплешь на пол
II
осень по кронам крадётся безжалостно
к августу, рыжих наславши уродов,
будто в суде разбирается жалоба
о неуплате лендлорду
III
ночи длиннее, и светится подиум,
выстланный вдоль чешуи в океане:
лето проходит — в ажурном исподнем,
в звёздном теряясь экране
IV
и неразборчиво слышится смутное
в ветре, зависшем в жаре полусонной —
так и забудешь звонок тот предутренний,
сплошь из помех телефонных
* * *
позабыты и быт, и уют,
рот заклеен серебряным скотчем:
кем-то долго по клавишам бьют,
кто-то скрипку смычком защекочет
засыхает июньский листок,
одолеет жара тихой сапой —
встретишь ложь, коль свернёшь на восток,
смерть найдёшь, не покинув свой запад
стаи вырванных книжных страниц
улетают, ноябрь не дождавшись;
им читатели, павшие ниц,
машут вслед, окончательно сдавшись
со скалы барельефы сойдут,
вниз сползёт скалолаз с пьедестала —
ещё книги прилюдно не жгут,
но уже их сгребают навалом
пустыри за разбитым окном,
тень орла над безлюдной округой:
хватит спички поджечь этот дом,
да и тот, что покинут был другом
набивая попкорном кулёк,
вату плотно закладывай в уши:
тем, кто выжил, собачий скулёж,
как плач жертвы, что душат подушкой
* * *
босоногий пассат босса-новой грохочет по кровле,
время флаги спасать на пожаре июльской зари —
набухает крыльцо на рассвете пролившейся кровью
и печёною яблоней пахнет обычный зарин
в шесть утра просыпается радиоточка от гимна,
опускается луч на колено, нащупав паркет:
предстоит в новом дне отделять, как всегда, нелюбимых
от любимых — при том, что для равенства разницы нет
в новом дне, по привычке, найдёшь, где в квартире укрыться,
если в дверь постучат, поскрся в окошко, тайком
будут ночью следить и пытаться с утра дозвониться —
и звонить твой ай-фон будет днём неизвестно по ком
* * *
глоток полуживой воды,
зачерпнутой со дна колодца:
нас здесь оставил поводырь
и выжить нам не удаётся
варфоломеевская ночь
тиха барханами пустыни:
к нам не придёт никто помочь
вовеки, присно и отныне
слепой, как случай, нас завёл,
пока не лопнула пружина:
глухой немому — лютый волк
плюс lupus est во дни хамсина
но кто мы, чтобы нас спасать,
делить с чужими чечевицу?
оазис блед, сух город-сад,
и в лабиринте нить не длится
* * *
я себя торможу, но бывает, срываюсь, как с петель
непослушная дверь, как на митинге мирном шпана:
день, конечно, не бел — безусловно, он бледен и светел;
чёрной ночи не будет — она однозначно темна
как бы это запомнить, чтоб было общаться не страшно,
чтоб вошло моментально, как в дерево — электродрель:
есть поэт окончательно тёмный по имени саша,
и поэт без румянца, под цвет алебастра — андрей
та же, в общем, картина с любой незабытой кликухой —
повторяй, ибо будешь в известных кругах нелюбим:
у героя — собака по кличке не-снежное ухо,
и зовут её просто, а если корректнее — бим
мой несчастный язык, как проснусь, неизбежно корявит,
а засну — так одни по сюжету маразм и сумбур:
что за мука — по цвету названья менять и морям, и
на рояле всем клавишам, в шахматах — группам фигур
правды нет на земле! вероятно, и выше б достали:
светлый ангел летает и тень его также бледна,
а под ним чёрт готовит тебе сковородку из стали —
цвета кофе без сливок, без бортиков, да и без дна
* * *
перед цунами уходит вода в океан,
яхты садятся на мель, тяжелы и причальны:
каждая башня песчаного замка — рапан,
будто касторку, в щель уха впитавший молчанье
время в клепсидре, должно быть, совсем истекло,
месяца два вытекало из времяпровода:
тем, кто погиб до цунами, ещё повезло,
если учесть ряд событий текущего года
ибо накроет всех выживших гнева волна
царства нептуна, с его всепричинной пучиной:
«что это, мама?» — «сынок, это просто стена,
просто вода; не волнуйся, сынок, будь мужчиной!»
не узнаваем в стене, кто б себя ни искал,
словно в одной оказался из призрачных комнат,
где, пропадая в кривом отраженье зеркал,
как бы чужих наблюдаешь — себя и знакомых
и не желая такого безумья врагу,
вдруг успокоишься — казнь ведь не может быть вечной;
только останутся выживших на берегу
толпы бесцельно бредущих кривых человечков
Геннадий Кацов — поэт, прозаик, эссеист, радио- и тележурналист. В середине 1980-х был одним из организаторов легендарного московского клуба «Поэзия» и участником московской литературной андерграундной группы «Эпсилон-салон». В мае 1989 г. переехал в США, где последние 31 год работает журналистом. Радио- и журналистскую деятельность начал с программы Петра Вайля «Поверх барьеров» на Радио «Свобода», и критических публикаций по культуре в ежедневной газете «Новое Русское Слово» (США). Вернулся к поэтической деятельности после 18-летнего перерыва в 2011 году. Автор 9 книг поэзии и прозы. Стихотворения опубликованы в энциклопедической антологии «Самиздат Века» (1997). Публикации последних лет в литжурналах России, Европы, Америки на русском и английском языках.