Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №2, 2020

Дмитрий Бирюков
Аристотелевская парадигма причастности в византийском богословии: Григорий Нисский о человеческой природе как монаде и Григорий Палама о невозможности причастности к божественной сущности

Дмитрий Сергеевич Бирюков 
доктор философских наук, PhDinPhilosophy,
научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических
исследований имени А.В. Полетаева
Национального исследовательского университета
Высшая школа экономики.
Российская Федерация, 105066, г. Москва,
Старая Басманная, д. 21/4;
Институт философии и права Сибирского отделения
Российской академии наук,
630090, Новосибирск, ул. Николаева, д. 8;
e-mail: dbiryukov@hse.ru

 

В статье рассматривается, как работает аристотелевская парадигма причастности у Григория Нисского и у Григория Паламы. Григорий Нисский использует эту парадигму при развитии своего учения о человеческой природе как монаде в трактате «К Авлавию» и, как показывается в статье, опирается в этом отношении на «Исагогу» Порфирия. Этот извод аристотелевской парадигмы причастности, наличествующий у Порфирия и Григория Нисского, включает в себя, во-первых, дискурс причастности ипостасей к собственной сущности и, во-вторых, дискурс разделенности причаствующего при неразделимости причаствуемого. Григорий Палама, приводя свои аргументы о непричаствуемости божественной сущности, также использует аристотелевскую парадигму причастности и, как предполагается в статье, заимствует ее у Григория Нисского. При этом Палама, в рамках одного из выдвигаемых аргументов, трансформирует дискурс разделенности причаствующего при неразделимости причаствуемого и связывает категорию разделенности с самой ситуацией причастности, так что разделимым оказывается причаствуемое. Это позволяет ему утверждать, что причаствуемым в Боге являются энергии, а не сущность.



Другие статьи автора: Бирюков Дмитрий

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№1, 2021№2, 2019№1, 2018№1, 2018№1, 20172010-2011
Поддержите нас
Журналы клуба