Журнальный клуб Интелрос » Философия религии » №2, 2020
David Bradshaw
Ph.D., Professor,
Philosophy Department, University of Kentucky.
Lexington,Kentucky, 40506, USA;
e-mail: david.bradshaw@uky.edu
Концепция божественных энергий (energeiai) обычно ассоциируется с поздневизантийским богословом Григорием Паламой. Однако, на самом деле она имеет библейское происхождение и занимает важное место в греческом святоотеческом богословии, начиная, как минимум, с четвёртого века. В данной статье я кратко прослеживаю её историю, начиная с использования св. Павлом концепции энергии и заканчивая пониманием этой идеи Великими каппадокийцами, Дионисием Ареопагитом, Максимом Исповедником и Григорием Паламой. Я утверждаю, что идеи об исхождении Божественных Лиц у Дионисия имеют много общего с идеями о Божественной энергии у Великих каппадокийцев, однако в отличие от них Дионисий обогащает эту концепцию, помещая ее в контекст неоплатонической модели исхождения и возвращения. Труды Дионисия Ареопагита нуждались в дальнейшем синтезе, поскольку он не объяснял отношения между Божественными исхождениями и Божественными логосами, «божественными и благими актами воли», посредством которых творит Бог. Позднее Максим Исповедник внес еще один элемент в эту сложную традицию, аргументируя данное решение тем, что определенные «природные энергии» обязательно должны сопровождать любую природу. Я утверждаю, что реальная важность Паламы с точки зрения истории философии заключается не в создании концепции Божественных энергий, а в ее использовании для синтеза этих разрозненных элементов у великих каппадокийцев, Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника.