Журнальный клуб Интелрос » Философская антропология » №1, 2018
Кандидат философских наук.
111538, Российская Федерация, Москва,
ул. Молдагуловой, д. 3, корп. 1, кв. 60;
e-mail: monin.maxim@gmail.com
В тексте, являющемся фрагментом книги «Апология культуры. Три прочтения Поля Рикёра», проводится сравнение поэтики П. Рикёра и поэтики М. Бахтина, взятое главным образом с точки зрения отношения теории «трёх мимесисов» Рикёра и концепции «хронотопа», принадлежащей Бахтину. Мнение большинства исследователей, которые обращались к этой проблеме, сводится к тому, что концепция хронотопа, в которой объединяются пространственная и временная организация литературного произведения, в методологическом смысле богаче концепции мимесиса, имеющей дело почти исключительно с темпоральным аспектом – как литературного произведения, так и самой реальности. Сам же Рикёр полагает, что акцент на «многоголосье», полифонию голосов, который имеется в работах Бахтина и который вытекает из преимущественного внимания к пространственной организации литературного произведения, способен разрушить его в качестве сюжетной целостности, как бы превратить рассказ, которым, по мнению Рикёра, в конечном счёте является любое литературное произведение, в картину, где всё происходит «одновременно». Вместе с тем, как показано в статье, ключевое для поэтики Бахтина понятие «диалог» находится в ближайшем соответствии с ключевым для всей философии нарратива Рикёра понятием «событие», играя роль ключевого момента повествования, «преображающего» героев и изменяющего ход действия, т. е. составляя существо сюжетной интриги в интерпретации Рикёра.
“TIME AND NARRATIVE” OF PAUL RICOEUR
AND THE RUSSIAN HUMANITARIAN TRADITION
Maxim MONIN
Ph.D. in Philosophy. Moldagulova St. 3/1,
ap. 60, Moscow 111538, Russian Federation;
e-mail: monin.maxim@gmail.com