Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2012
Год назад в западногерманском городе Трире на площади перед Кафедральным собором установили «пишущую руку». Из-под ее пера выходит Священное Писание — глава за главой. Почерк у робота каллиграфический, шрифт — готика. Все очень стильно. Но естественно возникает вопрос: а зачем поставили такую штуку? Ответ прост: чтобы привлечь внимание. Но не к ней самой, а к тому событию, которое проанонсировано на витрине этой машины. В апреле-мае 2012 года в Трире пройдет Высокое паломничество к великой святыне христианского мира — Хитону Господа.
Подготовка началась давно. За два года до паломничества уже широко рассылали информацию. Загодя провели вокруг храма ремонт. Весной прошлого года собирали горожан на ночную службу с чтением Евангелия о Страстях Господних, и, кстати, храм был полон… В городе повсюду висят биллборды «Святой Хитон: паломничество», афиши чуть не на каждом углу. И даже у рейсовых автобусов на капоте теперь графическое изображение древней мужской робы. В общем, город преобразился. Хитон здесь явно любят, а паломничества ждут. Чтобы понять, чтó значит эта святыня для местных жителей и всех, кто сюда приедет, нужно для начала заглянуть... в IV век по Рождестве Христовом.
Время перемен
...Римская империя, рубеж двух эпох. В 313 году в Милане император Константин озвучил эдикт, которым легализовал христианство. Время массовых гонений прошло. Кто мог подумать о таком еще десять лет назад, при императоре Диоклетиане, когда с христианами зверски расправлялись самые жестокие палачи? Мирных и законопослушных людей казнили как опаснейших государственных преступников. Тогда казалось, что приблизились последние времена, вот-вот снова придет Спаситель. Христиане знали, что цена их веры — сама жизнь. И многим было не жаль ее отдать.
И вдруг… картина принципиально меняется. Первые лица государства открыто исповедуют христианство. Масштабных расправ больше нет. Заканчивается время катакомб, начинается новая эра. Нечто подобное, наверно, пережила Россия в 90-е годы ХХ века, когда повсюду вдруг стали открываться храмы. Многие вспоминают об этом как о чуде. Те, кто годами тайно посещали церковь и были уверены, что другого никогда не будет, ощущали эйфорию. Вероятно, христиане IV века находились в таком же состоянии.
Поиски Голгофы
Императорский двор был в эпицентре этих изменений. Иначе и быть не могло, ведь мать Константина, царица Елена, уже давно была христианкой. Она крестилась в зрелом возрасте и до конца своих дней оставалась верной Христу. Причем вера ее была весьма деятельной. Елена не только воспитала сына так, что он стал первым в мире христианским императором. Она совершила еще один очень важный поступок. Уже будучи в преклонном возрасте*, наверное, не без труда и скорбей, она организовала масштабную археологическую экспедицию на Святую Землю. Она хотела найти те реликвии, которые были связаны со страданиями Христа, а по Его Воскресении стали символами победы Жизни над смертью.
Результатом этого путешествия стало обретение целого ряда святынь Страстей Господних, и в первую очередь — Честнаго Животворящего Креста. Сейчас в церковном календаре есть праздник Крестовоздвижения. Так вот, он связан именно с паломничеством святой Елены. После долгих поисков, почти потеряв надежду на успех, она все-таки находит и Голгофу, и тот самый Крест, на котором распяли Господа, а также гвозди и некоторые другие реликвии **. Воздвижение (поднятие, установление) Креста Господня — это не только символический жест, обозначающий начало нового времени для Европы. Это еще и Благая Весть о Воскресении всему языческому миру.
Из Иерусалима царица Елена привезла также Хитон Господа и мощи апостола Матфея (из числа семидесяти учеников)***.
Любимый город
Царица Елена долго жила в Трире и очень любила этот город. Благодаря ей здесь появился первый христианский храм — она просто передала в дар общине свой собственный дом. Он был большим и, должно быть, красивым. Во всяком случае, собор из него получился что надо. Он мог вместить 12 тысяч человек! Даже по нынешним меркам это много. Надо сказать, Трир тогда был крупным столичным городом, центром одной из четырех частей Римской империи. В нем проживало более 110 тысяч человек. Для сравнения, в Лютеции (нынешний Париж) тогда насчитывалось чуть больше 2000 жителей, а Константинополя еще не было и в помине.
Логично, что именно в Трир Елена передает часть обретенных ею святынь. Хитон Господа среди них, он становится главной реликвией города. Хитон — это часть одежд, связанных со Страстями Спасителя. Из Евангелия мы знаем, что римские легионеры на Голгофе бросали об этой одежде жребий. Не то чтобы она представляла собой какую-то ценность. Скорее всего, солдатам просто нечем было заняться, и пока они стерегли распятых, они играли в незатейливую игру на вещи казненных. Ризы Господа они разделили на части. А вот Хитон не тронули. Дело в том, что «разделить» его было невозможно. Хитон не был сшит из ткани, а был как бы связан, соткан из единой нити****. Поэтому его называют «нешвенным». Стоило разрезать его в одном месте — и он расползся бы, как шерстяной свитер. Поэтому то, что он сохранился до наших дней, можно считать чудом.
Спасение Хитона
С момента перенесения Хитона в Трир исторический путь этой святыни прослеживается непрерывно. Его бережно сохраняли в Кафедральном соборе, перестроенном из дома царицы Елены. Однако в V веке Европу постигло событие, которое перевернуло весь привычный ход вещей. Начиналось великое переселение народов, в благоустроенные римские города хлынули варвары. Трир оказался в числе первых мест, на которые пришелся удар. В течение V века его трижды разоряли. Однако христиане успели спрятать свои святыни. В частности, Хитон Господа был замурован в стене Кафедрального собора и оставался там вплоть до 1196 года, когда храм решили восстановить. Точнее даже, построить новый на прежнем основании. И тогда... В одной из старых стен вдруг обнаружили ветхую, но не истлевшую ткань — Хитон Господа. То, что это та самая великая святыня, стало ясно практически сразу. Дело в том, что нашедший его человек отнесся к Хитону небрежно — может быть, схватил его без должного почтения. В результате несчастный ослеп. Чтобы помочь ему, члены христианской общины стали о нем молиться. И когда раскаявшийся ослепший человек приложил старую материю к своим глазам, он прозрел. Это событие описано в Трирской хронике XII века как исторический факт.Для Хитона изготовили реликварий, который установили в специально выстроенной внутри собора капелле. Примечательно, что ровно под этой капеллой находится крипта, где хранится часть мощей святой царицы Елены — ее честная глава.
Хитон и сомнения
Хитон, ради лучшей его сохранности, долго не открывали. Однако в XVI веке в Европе начинаются настроения, которые приведут к Реформации. Речь идет среди прочего и об отрицании святынь. Как бы в ответ на эти новые веяния в 1512 году император Священной Римской империи Максимилиан совершает паломничество в Трир. По его настоятельной просьбе Хитон открывают и выставляют для всеобщего поклонения и молитвы, что оказывается весьма действенным. Весть об этом быстро разносится, и многие засомневавшиеся было христиане укрепляются в верности своей традиции. Специально для этого события, чтобы можно было показать Хитон на открытом воздухе и это ему не повредило, святыню со всех сторон обшили слоем ткани. Впоследствии эту операцию не раз повторяли, поэтому сейчас Хитон надежно спрятан в оригинальный тканый ковчег, напоминающий по структуре слоеный пирог.
С этого времени святыню редко, но все же открывают. Это происходит всего несколько раз в сто лет (за ХХ век — четыре раза) и сопровождается большим стечением людей. Например, в 1933 году в Трире в связи с открытием Хитона побывало более двух миллионов человек.
Вообще до наших дней дошло несколько хитонов Господа. Один из них, который Спаситель носил в детстве, хранится во французском городе Аржантой. Другой — в грузинском соборе Светицховели, в Мцхете, под спудом, то есть в закрытом виде. Что же касается Трирского Хитона, то благодаря его доступности его не раз исследовали. В конце ХХ века серьезные работы здесь проводила группа специалистов по тканям во главе с профессором из Берна Матильдой фон Клем. Ученые установили, что святыня принадлежит тому же времени и произведена в том же регионе, что и Туринская Плащаница. Установлено также, что ткань Хитона действительно нешвенная. По словам нынешнего хранителя Хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни из-за множества тканых наслоений непросто. Однако подлинность ее на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений.
Высокое паломничество
Нынешний 2012 год — своего рода юбилейный. Ровно 500 лет назад Хитон впервые после долгого перерыва вынесли для поклонения верующих. Именно поэтому было решено, что в нынешнем году в Трире пройдет Высокое паломничество. Вообще, это особая традиция поклонения святыням в Западной Европе. Она связана с наиболее значимыми реликвиями христианского мира. С теми, которые открывают редко и которые привлекают к себе сотни тысяч верующих со всего света. Хитон будет открыт целый месяц, с 13 апреля, Страстной Пятницы по православному календарю, по 13 мая. Ковчег со святыней торжественно вынесут в центр Кафедрального Трирского собора и установят на престол. До Хитона можно будет дотронуться. Ожидается, что в Трир приедет не менее миллиона западных христиан и тысячи паломников из России.
Что же приводит сюда людей? Наверное, в двух словах на такой вопрос не ответишь. Но можно привести пример. В Евангелии есть эпизод, описывающий, как пришло исцеление к одной тяжело больной женщине. Двенадцать лет она страдала кровотечением. В таком состоянии она не могла заходить в храм, не могла вести нормальный образ жизни. И вот, отчаявшись почти, она услышала, что где-то на улицах Капернаума поповедует Сын Божий Иисус. Она нашла Его, пробилась к Нему через толпу и... дотронулась до края Его одежды. Трудно даже представить, сколько смелости потребовалось на этот шаг. Ее могли прогнать, осмеять, ну как минимум публично осудить. Скорее всего, она решилась на это между отчаянием — и надеждой. Говорят, именно в таком состоянии рождается настоящая вера.
Эта женщина получила исцеление. И вместо осуждения она услышала от Спасителя такие слова: Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя.
У нас, современных христиан, есть возможность последовать ее примеру.
* Елена родилась около 250 года. Паломничество на Святую Землю, согласно Евсевию Кесарийскому, было в 326 году. — Ред.
** Найти Голгофу было непросто в связи с тем, что в 70 году по Р. Х. Иерусалим был полностью разрушен римлянами. — Ред.
*** На это указывает Трирская хроника XI века, которая ссылается на более ранние документы. — Ред.
**** Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. — Евангелие от Иоанна, 19:23-25. — Ред.
Благодарим епархию города Трира за предоставленные фотографиии