В прошлом году во Франции министерство образования вернуло назад
закупленных для бесплатной раздачи шоколадных Санта Клаусов, потому что
на обертке фольги изображены они были не в привычном красном костюме
западного «Деда Мороза», а в епископском облачении христианского
архиерея.
Чиновники министерства ссылались на светский характер французского
образования и на недопустимость навязывания религии в светской школе.
Почему же «Дед Мороз» оказался одет как епископ? Само имя – Санта –
святой, Клаус – немецкое сокращение имени Николас, дает нам ответ. Это
почитаемый во всем христианском мире святитель Николай, архиепископ Мир
Ликийских, мощи которого ныне пребывают в итальянском городе Бари.
Развалины Мир Ликийских, где он проходил свое служение, находятся
теперь в Турции. Рядом с храмом в современной деревне Демре – памятник
святому Николаю, где он стоит с мешком на плече, как настоящий Дед
Мороз с подарками, разнося их
по миру.
|
Житие святителя повествует о том, что он тайно подбрасывал
кошельки с деньгами неимущей семье, решившей, чтобы не умереть с
голоду, пойти по пути греховной жизни. Этим он не только спас их от
смерти физической, временной, но и от смерти вечной — духовной.
Считается, что именно это событие послужило прообразом для Санта
Клауса, разъезжающего под Рождество по миру и тайно раздающего подарки.
|
Современный Санта в Европе и Америке становится все дальше и дальше от
своего православного прототипа, и все реже и реже его можно встретить
одетым в священные одежды епископа.
Празднуя Рождество, люди мало помнят, чье Рождество они прославляют. В
известной современной английской сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф»
дети из нашего мира попадают в другой мир – мир, в котором Христа
символизирует Великий Лев – Аслан. Лев этот не рождается там подобно
Христу в середине времен, но Дед Мороз того мира поздравляет детей с
Рождеством (кого?) и дарит им подарки. Эта характерная ошибка автора –
на самом деле часть западной культуры. «Бог был здесь не в почете» –
сказано в «Серебряном кресле» про этих детей (а подарков, пусть и от
епископа, все равно хочется). Но автор мудрее окружающего его мира, и
Дед Мороз, вручая им подарки, говорит: «Но это не игрушки...»
Действительно, дары святителя Николая, спасшего трех девиц от выбора
между голодной смертью и позорной жизнью – не игрушки. Наверное, ни
один Дар от Бога не подарок и не награда.
Образ доброго невидимого старца, приносящего нечто преображающее нас,
прочно вошел в нашу жизнь, и жаль, если мы ждем от него только игрушек.