Вот уже несколько лет верующие американцы протестуют против того,
что Белый дом поздравляет страну с праздником, не называя его имени. В
тексте открытки на Рождество чета Бушей политкорректно поздравляет
своих адресатов с абстрактными «зимними праздниками» — в то время как
многие американцы по-прежнему празднуют Рождество и поэтому считают,
что в их почтовые ящики приходит настоящая насмешка из Белого дома.
Христиане выражают негодование по поводу этих «политкорректных»
нововведений, а один из пасторов обвинил власти в заговоре с целью
«украсть Рождество».
Консервативные организации США развернули целую кампанию под лозунгом
«За возвращение имени Христа в Рождество Христово». Так, верующие
Бостона накануне праздника выразили свое негодование: огромную ель,
установленную в центральном парке, власти города постановили
переименовать из рождественской просто в праздничную. Согласно
интернет-опросу 64% жителей города заявляют, что Рождество стало
чересчур политкорректным.
Против тех, кто хочет сделать Рождество Христово всего лишь
«праздничным сезоном», американские христиане решили принять
действенные меры. 600 000 человек подписали петицию, в которой
объявляется бойкот торговой сети Target за то, что в их рекламе
большими буквами прописано пожелание «Счастливых праздников». Такие же
бойкоты устраиваются и другим торговым сетям и универмагам по всей
стране.
В Денвере, столице штата Колорадо, здание мэрии украсили не
традиционной светящейся надписью «Merry Christmas!» («Веселого
Рождества!»), а «нейтральными» словами «Happy Holidays!» («Счастливых
праздников!»). Глава городской администрации посчитал, что таким
образом будет оказано уважение к неверующим, а также к иудеям и
мусульманам. Эта инициатива встретила отпор со стороны христианских
активистов, которые засыпали мэрию письмами протеста. Мэр вынужден был
пойти на попятную, сославшись на «отсутствие опыта»!
А в Нью-Йорке католики и иудеи борются с праздником Крисмука
(Chrismukkah), соединяющим христианское Рождество (Christmas) и
иудейскую Хануку (Chanukah). Доходит до абсурда: главный персонаж
Крисмуки — Санта-Клаус… с пейсами.
Настоящие «гонения» на Рождество не обошли даже старую добрую Англию.
Сотрудники одной из библиотек отказались от афиш, объявляющих
рождественский концерт, чтобы не вызывать недовольства представителей
других религий. В то же время эта библиотека организовала празднование
Аид аль-Фитра, знаменующего окончание Рамадана.
Четверть английских школ уже не проводит традиционного празднования с
рождественскими песнопениями, чтобы не возбуждать недовольства у
представителей нехристианских религий. А работодатели запрещают
рождественские украшения в офисах, опасаясь судебных исков от
сотрудников-нехристиан.
Как и в Америке, в Англии борются не только с рождественскими
атрибутами, но и с самим именем Христа. Муниципальный совет города
Бирмингем переименовал Рождество Христово в «Винтервал». Это название
образовано из слов winter (зима) и interval (интервал, перерыв). В
Англии имя Христово исчезло не только с открыток, но и с рождественских
марок Королевской почты, где теперь вместо привычных Младенца Христа и
волхвов нарисованы олени и снеговики. Никакого напоминания о Том, Чье
Рождество, собственно, празднуется, на марках нет. Этот факт вызвал
глубокое сожаление англиканской церкви. «Почтовые марки никак не
напоминают людям о том событии, с которым связаны рождественские
праздники», — говорится в сделанном по этому поводу заявлении.
Любители политкорректности позволяют себе и явные насмешки. В прошлом
году руководство 4-го канала центрального телевидения Великобритании
приняло решение, что в праздник Рождества Христова британцев с «зимними
праздниками» поздравит мусульманка в чадре с узкой прорезью для глаз,
уроженка Зимбабве.
Согласно данным опроса треть англичан уже не знает, что Иисус Христос
родился в Вифлееме… В настоящее время даже мусульмане Британии
критикуют идею лишить Рождество христианского содержания, присоединяясь
к протестам христиан. А во Франции в одной из школ разразился скандал
вокруг обычной рождественской елки, которую в итоге пришлось убрать в
дальний угол класса продленного дня.
Все это свидетельствует о существовании своего рода комплекса, ведущего
к отрицанию культурного и духовного достояния, питавшего и
одухотворявшего Европу на протяжении почти 2000 лет. «Мудрые» политики
Запада в порыве либерального рвения готовы выплеснуть вместе с водой и
Младенца. Во Франции подобное религиозное невежество приводит к тому,
что сегодня лишь у малой части школьников есть хотя бы элементарные
представления о христианстве.
В Дании христианство и христиане законодательно уже низводятся на
уровень меньшинств, подобно «меньшинствам» сексуальным, общественным
или этническим. А в Австралии досталось даже доброму Санта Клаусу.
Работники некоторых детских садов в штате Виктория запретили приглашать
его на Рождество. Вместо него в детском саду будет выступать клоун.
Корреспондент швейцарской газеты Le Temps Патрисия Бриель накануне
западного Рождества с грустью отмечает тенденцию отменять
рождественские песни, вычеркивать имя Иисуса и убирать из школ елки.
Журналистка с иронией предлагает, следуя такому принципу, «запаковать»
швейцарские церкви в полиэтиленовые пакеты, чтобы они, не дай Бог, не
шокировали нехристиан, которые могут увидеть эти здания на своем пути.
По ее словам, подобные шаги, прикрытые соображениями терпимости,
превращают христианство в подобие постыдной болезни.
Еще одна предрождественская болезнь западного общества — превращение
воспоминания о Рождестве Христовом в сезон распродаж. Христианский
праздник превратился в праздник потребительства.
С предыдущим недугом связана также тенденция подменять рождественские
символы совершенно далекими от Рождества персонажами, самый известный
из которых — Санта Клаус, не имеющий уже ничего общего с христианским
святым Николаем Чудотворцем и большей частью ассоциирующийся с
рекламным агентом Кока-Колы.
Ответом на эту сантоклаусизацию стала целая компания, охватившая
Германию и Австрию. Здесь все чаще и чаще звучат призывы очистить
Рождество от образа этого кокакольного героя, из-за которого
религиозный праздник превратился в гигантский коммерческий проект. В
Германии и Австрии были напечатаны тысячи наклеек с надписью «Зона,
свободная от Санты». Кроме того, в городах на всех углах раздают
брошюры, которые напоминают, что подарки на Рождество «приносит»
святитель Николай, а не наряженный в красный кафтан белобородый
иммигрант из англо-говорящего мира.
В некоторых городах, таких, например, как австрийский Сант Вольфган, на
рождественских базарах Санта-Клаус вообще был объявлен персоной нон
грата. «Мы выступаем против коммерческой стороны Рождества:
лихорадочных гонок по магазинам в поисках подарков и засилья бородатого
мужика в красном кафтане. Все это не имеет ничего общего с истинным
значением Рождества. Мы хотим вернуться к нашим корням и поэтому не
дадим Санте никакого шанса», — говорит представитель франкфуртской
инициативной группы в поддержку святителя Николая.
В канун Рождества особенно становится заметно, что в Европе ее
внутренней свободе угрожает не религия, а, как сказал глава
Католической Церкви папа Бенедикт XVI, «агрессивный секуляризм с
нетерпимыми чертами».
* * *
У Иосифа Бродского есть такие строчки:
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка,
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Вот так и в современном западном мире, и у нас в России есть свои и
цари, и верблюды — те, кто штурмует прилавки, и те, кто, подобно
волхвам, приходит в эту ночь поклониться Младенцу, давшему миру, когда
полнота времен свершилась, новую Жизнь и новую Силу.
Фото Алексея Тoлчинского