Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2007

Марина Журинская. Ке фер? Фер-то ке?

КЕ ФЕР? ФЕР-ТО КЕ? Имеет ли оскудение языка нравственные последствия может ли современная церковная языковая среда повлиять на этот процесс?

Эта удивительная фраза — классика русской литературы, и произносит ее старый генерал в эмиграции, созерцая совершенно безумную эмигрантскую жизнь. Основа ее французская (хотя что делать? — это исконный наш вопрос), а вот словечко то — русское. Так что же делать-то с современным статусом русского языка?
Наверное, как во всех случаях жизни, каждому следует делать то, что он может: писателям — не гнаться за дешевым успехом, пусть он даже выражается в ощутимых суммах гонорара, а писать внятно, чисто — и не искать оправданий своей профессиональной неумелости в трескучих фразах о свободе самовыражения (было бы что выражать!) и недопустимости цензуры (так неужели только цензура способна сдержать халтуру?).
А литературным критикам, кстати сказать, нужно уяснить, что христианская литература и произведения о куполах и колоколах — это не одно и то же.
Школьные учителя по мере возможности делают великое дело. О чём думает их начальство, неуклонно снижая число часов, отводимых в школе на русский язык и литературу, — не вполне ясно. В частности, существует в преподавании языка (и родного тоже!) кропотливая работа по расширению словарного запаса учащихся и по творческому, активному его усвоению. Совершенно необходимо учить школьников говорить на свободную тему. Как это все запихнуть в голодный паек учебной сетки? А без этого никуда.
А детям нужно давать хорошие книжки даже тогда, когда сами они еще не умеют читать. Опять-таки хорошие книжки — это не обязательно те, которые сочтет нравоучительно-полезными тетенька, из лучших побуждений решившая преподавать в воскресной школе.
Родители — это отдельная тема. Если сами они не читают, то и детям не помогут. А если родители не помогают детям в навыке чтения, дело языкового развития сильно осложняется. О том, что и как говорят сами родители, скорбно промолчим.
Наконец, более конкретно можно говорить о том, какими средствами для сохранения и развития русского языка обладает Церковь. Правда, здесь тоже есть сложность, и состоит она в том, что Церковь не просто должна предложить для ознакомления свою литературу, свою языковую традицию, но и поработать над этой литературой и озаботиться развитием этой традиции. Все это не следует воспринимать как спецзадание, полученное Церковью; это нужно в первую очередь ей, дабы благовествовать.
Нам нужны новые переводы Отцов, потому что русский язык и переводческая традиция XIX века очень отличаются от языка и традиций века ХХ, не говоря уже о XXI. Чем выше языковая культура, языковая образованность человека, тем свободнее читает он древние тексты на своем языке. Образованные англичане читают пьесы Шекспира в том виде, в каком они были написаны. Наши дети с трудом преодолевают тексты Пушкина — если преодолевают. Если дать им, с такой вот языковой подготовкой, святителя Феофана Затворника, будет плохо: не поймут и увянут, возможно, что и навсегда. Но я знаю православную гимназию, в которой дети читают авву Дорофея и выносят очень грамотные и интересные суждения по поводу прочитанного. И вовсе не потому, что они все как один столпы праведности, а потому что русский язык и литературу им хорошо преподают.
Нам нужны миссионерские, апологетические, катехизующие книги, написанные прежде всего внятным, богатым, современным русским языком, что вовсе не означает введение жаргона и рискованных шуточек.
Нам нужны священники, говорящие проповеди так, чтобы слушали их не в силу церковной дисциплины (с этим, кстати, дело обстоит неважно), а потому что каждое слово доходит и воспринимается как адресованное лично тебе.
А для этого нужно, чтобы развитию речевых навыков уделялось должное внимание в семинариях, чтобы гомилетика была не затверживанием великих образцов прошлого, а предметом, требующим усиленной практической работы учащихся.
Только и всего. ■
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба