Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2007

СТРАСТИ ПО... СКАЗКЕ?

СТРАСТИ ПО... СКАЗКЕ? Принято считать, что волшебная сказка не имеет отношения к христианству, а то и вовсе ему враждебна, так как напрямую связана с языческой мифологией: здесь действуют эльфы, гномы, лешие, Змеи Горынычи и русалки. Однако серьезные исследования показывают, что, например, европейский фольклор в значительной (и наиболее значимой) своей части представляет метафорическое переосмысление именно христианских верований, обрядов и обычаев.

Сказка — это форма, позволяющая детям понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Так, в ряде сказок персонаж вступает в договор с дьяволом ради богатства — и нет такой сказки, в которой этот договор окончился бы благополучно; так сказка показывает высокую богословскую истину: дьявол не вознаграждает, потому что он — отец лжи и с удовольствием губит своих сторонников.
И не случайно в XVIII-XIX веках в европейской литературе формируется жанр авторской сказки, а большинство писателей-сказочников, будучи глубоко и искренне верующими христианами, с любовью и вдохновением пишут именно о вере.
Среди сказочников первое место по праву занимает Ганс Христиан Андерсен, чья “Русалочка” удостоилась на родине писателя памятника, а “Снежная королева”, несмотря на цензуру советского периода, исключающую всякое упоминание о Боге, ангелах, молитве, запечатлелась в сердцах поколений и вдохновила на блистательный театральный пересказ Евгения Шварца, — удивительного писателя, который с великой легкостью таланта и с внутренней свободой христианина писал пьесы-сказки, абсолютно христианские по духу и по содержанию — и их ставили в советских театрах и печатали в советских издательствах. И если уж речь зашла о русских писателях-сказочниках, упомянем Антония Погорельского (“Черная курица” и др.), С. Т.­ Аксакова (“Аленький цветочек”), сказочника и фантаста кн. В. Ф. Одоевского,
П. П. Ершова с его незабвенным “Коньком-горбунком”… А сказки Пушкина! А лермонтовский “Ашик-Кериб”! Что касается европейской сказки, то ведь и собрание французских сказок в известной степени представлено в литературной обработке Ш. Перро, а немецких — братьев Гримм. Из более поздних авторов можно назвать христианских апологетов К. С. Льюиса и Г. К. Честертона, тесно примыкающего к ним Дж. Р. Р. Толкина, задумчивую шведку Сельму Лагерлёф и веселую шведку Астрид Линдгрен (при всей своей веселости именно она ввела в детскую литературу тему смерти, не являющейся конечным состоянием человека). И еще десятки имен.
Литературная сказка является закономерным явлением в истории литературы; можно считать ее также по-детски наивным, что называется, “на голубом глазу” ответом на идеи механистического рационализма, заполонившего европейские умы начиная с эпохи Просвещения.
Так может, сейчас сказки вовсе и не нужны уже? Еще как нужны, — говорит читательский спрос на фэнтези (к слову сказать, спрос этот порождает не всегда доброкачественное предложение) и на бедолагу “Гарри Поттера”. Сказка как совершенно особый жанр, форма и стиль которого глубоко укоренены в человеческом сознании, всегда может сослужить добрую службу в деле христианского просвещения. Так что несмотря на некоторое недоверие (основанное главным образом на незнании) христианской общественности впору ставить вопрос о сказке как жанре именно христианской литературы. Именно поэтому мы решили рассказать о том, как христианские писатели-сказочники отстаивают в своих книжках вечные истины Христа и Его Церкви.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба