Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2007

КАКУЮ СКАЗКУ МОЖНО НАЗВАТЬ ХРИСТИАНСКОЙ?

"...Сказка, чтобы быть христианской, должна быть настоящей сказкой. А настоящая сказка — всегда правдива и искренна, всегда из души, она никогда не вырастает из «педагогики» (сделаю вот так-то, и получится правильный эффект)."


alt Игумен Варлаам (Борин),
настоятель Воскресенского мужского монастыря Ермолинской пустыни,
Иваново-Вознесенская епархия


Чтение как молитвенное делание

Если говорить о сказке вообще, то в ней, как правило, имеется несколько смысловых планов. На первом плане — интрига с чудесами, сюжет с волшебствами, внешние действия. На втором — чувства героев, их мысли. На третьем (градации, конечно, условны) — мораль: сказка ложь, да в ней намек...
В христианской сказке, думается, необходим еще один план — духовный. Ведь внешняя победа добра над злом, да еще и «злыми» методами — кто-то кого-то убил, отсек голову, посадил в горящую печь — не несет в себе христианского духа. Христианская сказка видится мне провозвестницей иной победы, иной правды, и когда повествование поднимает сознание читателя в эту надмирную плоскость, то чтение такой сказки фактически становится молитвенным деланием. Евангелие призывает к внутреннему преображению, и не путем насилия, а через жертву: отвергнись себя и следуй за Мной.
Одним словом, христианская сказка — это показ художественными методами, свойственными сказочному жанру, правды Царства Небесного.



alt Инна КАБЫШ,
поэт, преподаватель литературы и мировой художественной культуры в школе, Москва


Больше, чем литературный жанр

Я сейчас пишу диссертацию, и в работе у меня есть глава, которая называется «Сказки убивающие и воскрешающие». Под словом «сказка» я подразумеваю некий символ веры, который взрослый человек передает ребенку. Здесь сказка становится чем-то большим, чем просто литературный жанр. Я прихожу к выводу, что христианской сказкой можно назвать «Алые паруса». Очень живучая оказывается сказка — то есть очень близкая нам сейчас.
За всей этой романтикой, которой наполнено повествование, таится вера в прекрасное будущее, и символы жениха и корабля, мне кажется, созвучны христианству. Ассоль ждет Грея подобно тому, как Церковь ждет прихода Жениха... Эта символика в «Парусах» очень внутренняя, завуалированная, поэтому не становится, может быть, понятна сразу.
В этой сказке никто не спасается за счет другого, никем не приходится жертвовать. Ассоль уплывает с возлюбленным, но первый вопрос, который она задает Грею: «А ты возьмешь к нам моего Лонгрена?». Все остается сохранным и переходит как бы в новое бытие.
Я с большим удивлением прочитала эту сказку еще раз, когда мне нужно было говорить о ней на уроке, и пришла к такому выводу.
Для ребенка очень важно воспитываться на таких вот сказках, в которых слышен христианский отзвук. Особенно это важно в самые ранние годы. Внутри образуется какой-то стержень, идеал, по которому строится потом душа. Ведь душу тоже нужно строить. Она, как маленький зародыш, дана человеку, но ее тоже нужно развивать, питать. А сказка помогает это делать.


alt Сергей ХАРЛОВ,
режиссер, создатель детских аудио-спектаклей, Москва


Зло не может торжествовать

В христианской сказке всегда должна присутствовать Высшая, Светлая Сила.
Однажды во время записи радиоспектакля по «Хроникам Нарнии» Клайва Льюиса у нас никак не получалась сцена казни — распятие льва Аслана и торжество Зла — Белой Королевы. И вдруг во время работы мы обнаружили такую вещь: в христианской культуре зло не может торжествовать всецело. Любое зло знает: есть Высшая Сила — Добро, которое всегда сильнее. И вот, когда мы сделали образ колдуньи не менее зловещим, но понимающим, что над ним есть Высшая Власть, — эта сцена, на мой взгляд, получилась более мощной и главное, очень точной. Зло не может безоглядно торжествовать. Дьявол всегда знает, что над ним есть Бог!
В сказке, если ее называть христианской, герои должны жить по-христиански и поступать по-христиански. Бога в этой сказке и не надо упоминать, все и так все поймут. Морализаторство на тему добра, нравственности и справедливости нам не подходит. Это убивает сказку. Не надо поучать! Добродетель должна быть не на словах, а на деле!
Вот и получится интересная сказка — а христианская она или не христианская, вы определите… сами.


alt Елена ТРОСТНИКОВА,
филолог, сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви, Москва


Искренность — главное в христианской сказке

Самые христианские сказки — это сказки Андерсена. Правда, раннее его творчество — переложение народных сказок — «христианское» гораздо меньше, чем собственные оригинальные сюжеты. Часто эти народные по происхождению сказки слишком жестоки.
Андерсен — величайший мастер иносказания — в своих сказках не боится говорить о Боге прямо. История Андерсена под названием «Зеленые крошки» (ее герои — тли) завершается таким афоризмом, который я на всю жизнь взяла на вооружение: «Давайте называть вещи своими именами, и если уж мы не можем делать этого в обычной жизни, так сделаем хотя бы в сказке!». Клайв Льюис в «Хрониках Нарнии» находит потрясающие «одежды» для весьма глубоких богословских представлений, от творения мира до его конца и Суда, не говоря ни об ангелах, ни о Христе, ни о Боге. Андерсен дерзновенно пишет «Райский сад», «Ангел», «Сон», создает истинно рождественскую «Снежную королеву», в которой сюжет закручивается с начальной притчи, объясняющей, для чего было воплощаться Христу — без всякого упоминания о Нем, но завершается сказка словами «Скоро узрим мы младенца Христа», а весь путь Герды — это путь к Нему. И все это — настоящее христианское искусство, настоящие сказки.
Сказка, чтобы быть христианской, должна быть настоящей сказкой. А настоящая сказка — всегда правдива и искренна, всегда из души, она никогда не вырастает из «педагогики» (сделаю вот так-то, и получится правильный эффект).
У меня сейчас есть опасение, что нам слишком часто пытаются внушить, будто с детьми нельзя прямо говорить в художественной литературе о Боге, о молитве — что такой разговор убивает художественность, а поэтому и веру. Но это неправда. Разговор о вере, о смысле жизни, что в художественной литературе, что во всякой другой, возможен и эффективен только при условии полной искренности, вне зависимости от того, строится он прямо или завуалировано. Надо самому не просто верить в то, что пытаешься передать в сказке, но жить этим (хотя бы в процессе творчества, но именно — жить глубоко, нелицемерно). Можно ремесленно, «вычислив», написать лживую сказку с хорошо запрятанной христианской моралью, можно написать столь же ремесленное, конъюнктурное произведение с ангелами и святыми на каждом шагу — и то и другое будет от отца лжи. А сказка меньше всего терпит ложь, хотя огромное количество людей считает, что «сказка — ложь» и оттого стерпит более других жанров всяческую натянутую «педагогику». Нет, не стерпит! Сказка — не подслащенная и позолоченная пилюля, а один из самых трудных жанров для выражения правды о бытии.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба