Мы провожаем в путь всея земли Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия. Когда хоронят человека, обычно, вспоминая его жизнь,
говорят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего
о Святейшем, то почувствовал некую неуверенность, потому что вся его
жизнь была наполнена добрыми делами. А в добрых делах открывается нам
Бог. Когда мы делаем доброе дело — это Бог творит нашими руками. Когда
мы делаем дурное дело — это диавол работает вместе с нами.
Святейший сотворил множество добрых дел, и, может быть, сейчас надо
сказать о самом главном — о том, что непременно войдет в историю.
Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и
притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь
свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу.
Она была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое время
лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша,
вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические
вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была
принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести
веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он
оставил другую Церковь.
Это больше не немощная, не слабая Церковь. У нас больше не дрожат руки
и ноги, потому что Церковь вместе со своим народом. Потому что духовное
проросло сквозь материальное. Потому что миллионы людей осознали, что
без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Святейший
понимал, что Русская Православная Церковь — единственная, кто сохраняет
традиции, память и ценности Святой Руси.
Святейший всегда с уважением относился к суверенитету государств,
возникших на пространстве исторической Руси. Он понимал, что эти
разделения не могут разделить единую систему ценностей, которые
возникли с опорой на Православие и впитали в себя исторический опыт
многонационального народа. Святейший понимал, что эти ценности Святой
Руси с ее доминантой святости, красоты и чистоты жизни являются мощным
столпом современной человеческой цивилизации, и потому он оберегал
единство Церкви Святой Руси, несмотря на все вызовы, испытания и
трудности. И сегодня мы все вместе — наследники Киевской купели
Крещения — окружаем гроб нашего духовного отца и почившего
Предстоятеля.
Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и тысячи храмов и
монастырей, чтобы возродилась духовная жизнь, чтобы наладился диалог
Церкви и общества, той самой Церкви, которая десятилетиями находилась в
изоляции и в некоем социальном гетто. Как нелегко было вступить в этот
новый диалог и с властью, и с обществом! Как непросто было показать
духовную красоту и силу той традиции, которая всех нас воспитала — не
только православных, но и людей других религий и конфессий, и людей
неверующих, потому что все мы формировались в той системе нравственных
ценностей, которую сохранила на протяжение тысячелетия Русская
Православная Церковь!
Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы сложнейшие процессы,
потрясшие жизнь некогда единого Отечества, разъединившие его на
суверенные государства, не разрушили народную жизнь. Именно поэтому он
даже в самые сложные моменты политической конфронтации призывал к
единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих призывов!
Одни снисходительно улыбались, другие говорили об отсталости Церкви, у
которой нет другого — современного — языка. Но он говорил языком
вечности. Он понимал, что только любовью можно объединить людей, что
никакие конфликты в конце концов не решают главной задачи — созидания
единства и согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны — это
исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт, и те, кто трудился
рядом с ним, знали, что он всегда старался любовью, миром, спокойствием
соединять людей.
А если задать сложный, но очень важный в данном случае вопрос: а что
означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно любить
врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя, того, кого ты не
знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом и не может
найти логического ответа. Но есть один ответ — это Господь наш Иисус
Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись
не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел
слабым и беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И Он
показал, что это означает: Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого
Себя. Тайна человеческой любви — в способности отдавать себя людям.
Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных предписаний, не
считаясь со временем и силами, невзирая на здоровье и настроение,
невзирая на то, что о тебе говорят и что о тебе пишут, — делать до
конца дело, к которому ты призван, отдавать себя и через эту отдачу
являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту
отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс огромной
духовной силы, встречное движение, тяготение, которое и формирует
единство человеческой семьи, человеческого общества.
Святейший не грозной силой и властью, не ударом посоха о землю
формировал это единство Церкви Святой Руси, а через нее — и единство
исторической России, при всем уважении к сложившимся политическим
реальностям. Он формировал это единство подвигом своего служения. И все
мы являемся свидетелями этого.
Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в плохую погоду.
Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы поклониться великому гробу
Предстоятеля Церкви Русской, они идут потому, что им велит сердце. А
сердце велит потому, что он людям отдавал свое сердце. Вот в этом — и
все христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы
принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности,
духовной поддержки, взаимной помощи, единства. И только так можно
уберечь семью от распада, мужа и жену от развода; только так можно
сохранить детей вместе с родителями, сохранить трудовые коллективы,
общественные организации, общество, страну и — давайте взглянем дальше
— всю человеческую цивилизацию. Святейший был человеком не
национального, но планетарного масштаба. И свое великое служение он
простирал далеко за пределы нашего Отечества.
Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок —
нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу готовность идти дальше таким же
путем, каким шел он, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не
пытаясь утверждать власть силой, но открывая наши сердца людям, чтобы в
ответ на любовь, по примеру Христа Спасителя, создавалась единственно
прочная и реальная связь между людьми; чтобы торжествовала любовь, а
вместе с ней — мир, процветание и благополучие.
Царство Небесное Великому Господину и отцу нашему Алексию, Святейшему
Патриарху Московскому и всея Руси. Вечная молитвенная ему память. И
ныне совершим заупокойное богослужение. Нас здесь много тысяч, но мы —
капля от того народа, который сегодня вместе с нами совершает это
заупокойное богослужение. И мы верим, что этот огненный столп
всенародной молитвы достигнет Престола Божия и Господь преклонит
милость Свою к почившему новопреставленному рабу Своему Святейшему
Патриарху Алексию. Аминь.
Проводить Патриарха к месту упокоения собрались тысячи москвичей. Люди стояли вдоль всего пути траурного кортежа.
Фото Владимира Ештокина