Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2010

МЕЖДУ КУПОЛОМ И НЕБОМ

Третий год  я помогаю украшать храм Новомучеников и Исповедников Российских, который стоит совсем рядом с моим офисом. Но в «украшательстве» я — лишь одно из звеньев, ведь храм к празднику всегда готовит целая команда. Впрочем, функция у меня ответственная: я «наряжаю» паникадило. Залезаю на высоченную шаткую лестницу и долго прикручиваю проволочками еловые ветки к элементам паникадила. Дело это мне поручили совсем не потому, что я профессиональный дизайнер: просто для того, чтобы выполнить эту «альпинистскую» работу, нужно иметь некоторую силу и не бояться высоты. Как художнику мне удалось проявить себя, когда мы наряжали храм к Троице. Вместе с настоятелем тогда мы разработали дизайн-проект украшения церкви — в духе минимализма. У каждой иконы — не громадные веники (по принципу «лишь бы всего побольше»), а элегантные березовые ветки; особенно красиво получилось в  алтаре: туда попали самые достойные веточки, они будто выросли там сами… Для меня такое служение — маленькая радостная жертва. Я действительно очень рад, что чем-то могу помочь церкви.
Храм Новомучеников и Исповедников я знаю вовсе не потому, что у меня здесь рядом работа. Впервые я пришел сюда в общину трезвенников. Затем прошел оглашение, и это стало (после длительной паузы) моим новым вхождением в Церковь. Я крестился давно, в начале 90-х. Причем впервые познакомился с христианством через свидетелей Иеговы: ходил какое-то время на их собрания, Библию с ними вдоль и поперек прочел. Потом ушел от них, так и не крестившись.
Как-то мы с другом (тоже художником) путешествовали по Псковщине. Попали на остров Залита, где познакомились с отцом Николаем Гурьяновым. Я только потом узнал, что это был известный старец, к которому многие стремились за советом. Мы просто поговорили с ним, он подарил нам по молитвослову и посоветовал покреститься. А на меня и атмосфера этого острова, и харизма отца Николая подействовала особенным образом. Какое-то время я был под сильным впечатлением. Оттуда мы отправились в Святогорский Успенский монастырь, прожили там месяц, и там же меня крестили. Монастырь тогда только-только передали Церкви. В советские годы там был музей, принадлежащий комплексу «Пушкинские горы». Из разрозненных уцелевших фрагментов иконостасов, свезенных из разных мест, мы создали первый после перерыва иконостас в храме монастыря. Белоснежный и очень аскетичный. Возможно, не очень канонический, но очень «дизайнерский» и от сердца. Сейчас там, скорее всего, другой иконостас. Но мы сделали первый!
Потом я возвратился в Питер, и жизнь пошла своим чередом, со сложностями, как обычно. Но лишь три года назад, благодаря знакомству с общиной трезвенников при храме Новомучеников и Исповедников Российских и последующему оглашению там, я стал серьезно входить в Церковь. Участвовать в украшении храма меня позвала скульптор Надежда Зубарева, с которой мы вместе учились когда-то в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, а потом встретились в приходе.



Я работаю в области далекой от Церкви — в светском издании. Но не чувствую никакого противоречия между собственным мироощущением и миром вокруг себя. У нас разные люди, есть верующие, есть и атеисты. Иногда за чашкой кофе возникают религиозно-философские споры. Но все это проходит тихо, в интеллигентном духе. И даже по этим разговорам, размышляя о сказанном, я понимаю, что многого еще не знаю о Православии, ведь я только начал свое движение в этой области.
Помню, раньше на работе были какие-то «напряги», например, мне ужасно не нравилось, когда руководство настойчиво предлагало сделать, скажем, обложку, по их мнению, особенно «продажеспособную». Есть какие-то стереотипы весьма среднего уровня, что надо делать именно так, чтобы журнал продавался, и точка. Но я не люблю откровенную «попсу» (ни в художественных взглядах, ни в личных предпочтениях). И причина не в степени моей воцерковленности. Это дело вкуса и образования. Когда возникают противоречия, я, конечно, будучи человеком подчиненным, ради погашения конфликта сделаю, как настаивает начальство. Но потом уйду — так было с предпоследним моим местом работы.
Новой работой я доволен, мы делаем хорошие качественные журналы, мне интересно, и особых разногласий ни с кем не возникает. Жесткость и откровенность в журналистике меня волнуют меньше, чем профанирование вещей, к которым я отношусь особенно. Вот, например, делаю каталог ювелирной продукции: там в ряду дорогих, очень модных украшений из золота, платины, бриллиантов вдруг представлены нательные крестики и иконы, цены дорогущие, а дизайн хуже. Досадно становится: ну как вообще можно это ставить рядом? Святыню и просто украшение? И чем объяснить, что светские украшения более искусны?..
То, что происходит в приходе, простое общение между людьми: прихожанами, священниками — это, видимо, и есть то, что врачует меня от таких вот каталогов. Пошутим, пока я качаюсь где-то наверху между куполом и полом на зыбкой стремянке, тут поймем с полуслова, там переглянемся… и чувствуется, что вот это и есть настоящее, непридуманное, подлинное. Потому что в этих простых отношениях есть Бог.

фото Станислава Марченко

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба