Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2007

Владимир ЛЕГОЙДА
ДЕКЛАРАЦИЯ ЗАВИСИМОСТИ

ДЕКЛАРАЦИЯ ЗАВИСИМОСТИ Независимость, бесспорно, провозглашена сегодня одной из основополагающих ценностей мира и человека. Да и не только сегодня. Пожалуй, всю историю человечества можно рассмотреть как стремление человека освободиться от разного рода зависимостей: от окружающей среды (природы), от государственного или социального гнета, от другого человека…

В каком-то смысле именно стремление к независимости, проявляемое в разных областях человеческого существования, является и двигателем материально-технического прогресса, и источником социальных перемен, и причиной как межличностных, так и общественных конфликтов.
Конечно, разные виды и уровни независимости можно оценивать по-разному. Скажем, научно-технический прогресс значительно снизил нашу зависимость от природных условий и катаклизмов. Но он же предопределяет техногенные катастрофы. Достижения в области медицины позволяют нам чувствовать себя в безопасности (то есть быть независимыми) перед лицом многих болезней, которые в прошлом грозили человеку неминуемой смертью. Правда, выявляются новые, с которыми даже современная медицина справляется с трудом либо не справляется вовсе. А уровень развития техники приводит к тому, что в начале XXI века она все чаще показывает человеку, кто в доме хозяин. И это, увы, не мы. Получается, что, освободившись от одной зависимости, люди попали в другую. Можно спорить, какая страшнее, но если вспомнить народную поговорку, хрен не сильно-то слаще редьки.
Или еще. Вряд ли кто-то будет несогласен с тезисом о том, что деньги дают независимость. Чем больше денег, тем больше возможностей и тем меньше ты зависишь от обстоятельств, от других людей, от тех же природных и погодных условий, наконец. Деньги позволяют человеку выбирать еду, одежду, дом отдых избавиться от чувства унижения, в которое его способно ввести их отсутствие или недостача. Вместе с тем большие деньги, наряду с большими возможностями, непременно означают новую зависимость. Я бы даже сказал, новые зависимости. Для кого-то это пресловутая страсть наживы, для кого-то — пристальное внимание криминала или государственных органов «финансовой опеки»… Большие деньги начинают диктовать человеку образ жизни, круг знакомых, а в конце концов, вопрос о том, кто свободней: миллиардер из форбсовского списка самых богатых людей планеты или нищий, просящий милостыню на улице современного мегаполиса, поставлен не вчера. И ответ на него сегодня, как и в любое другое время, никогда не будет однозначным…
Список рассуждений подобного рода можно легко продолжить, рассматривая вопросы государственной (не)зависимости, взаимодействия личности и государства, личности и общества и людей друг с другом. Логика и реальность будут примерно одинаковы везде: человек всегда стремится к независимости, более или менее успешно находит способы ее обретения и как правило попадает в новую зависимость.
К чему я это? А к тому, что в этом вопросе христианская Церковь утверждает нечто принципиально отличное от вышеописанной логики и практики. Дело в том, что Церковь абсолютно зависима. Нет, не от государства или общества, как часто думают. И даже не от решений церковной иерархии. Зависима от Христа. Без Христа нет и не может быть Церкви и церковной жизни — жизни в духе, радости, Истине и любви. Христос утвердил нашу Церковь, стал ее Основанием и Главой и без Него, без жизни с Ним все внешние формы церковности теряют подлинный смысл. По православному учению Церковь есть Тело Христово. И главное христианское Таинство — Евхаристия (греч. благодарение) — это таинственная возможность соединиться со Христом, стать частичкой Его Церкви. Оказаться зависимым.
Поэтому мы, христиане, не просто признаем свою зависимость от Христа. Мы ценим ее. Мы стремимся к ней. Мы не мыслим себя и смысла нашей жизни вне и без этой зависимости. Как точно выразился апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Стремимся, потому что это зависимость от Любви, от Добра и от Жертвенности. Эта зависимость освобождает нас от рабства греху и рабства смерти, потому что в совершенной любви нет смерти, греха и страха.
Парадоксально — или, напротив, закономерно — именно такая зависимость делает нас совершенно свободными от любых иных видов порабощения, человеческого или природного. Только обретя эту зависимость, только радостно позволив Христу царствовать над нами, мы становимся по-настоящему независимыми людьми. Или лучше — становимся людьми.
«И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин 8:32).
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021ф№10, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба