Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2008

О ПРЕТЕРПЕВАНИИ

О ПРЕТЕРПЕВАНИИ Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком,
мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?


Притчу об исцелении бесноватого (Мк 5:1–20) можно без преувеличения читать годами, настолько она богата… даже не содержанием, а пластами содержания. Коснемся хотя бы некоторых.
В стране гадаринской Христос изгнал бесов из одержимого; сами они свидетельствовали, что их очень много (легион; в армии Рима легион насчитывал от 4,5 до 10 тысяч человек, а представление о нем как о числе громадном, созданное, конечно же, Евангелием, привело к тому, что в системе древнерусского счета словом легион обозначались сто тысяч). Изгоняемые бесы не хотели удаляться неведомо куда и просили Спасителя, чтобы дозволил им войти в пасущихся поблизости свиней. Их просьба была выполнена, но не на радость им: свиньи, которых было около двух тысяч, не вынесли мучений, причиняемых бесами всякому живому существу, бросились в озеро (в тексте названное морем, как называется морем и всякое большое озеро) и утонули.
А человек терпел; терпел такие бесовские муки, которые довели до смерти громадное стадо. Считается — и в том числе во внехристианской этике — что терпение есть великая добродетель. Но действительно ли — всякое терпение?
Чтобы хотя бы подойти к ответу на этот вопрос, следует вспомнить, что все ответы кроются в едином Источнике: во Христе. Поскольку все то хорошее, что мы делаем, — от Него, то и терпение не составляет исключения. А земная жизнь Спасителя открывает нам, что терпеть следует ради чего-то; Христос претерпевал неслыханные мучения ради победы над смертью, ради спасения всех нас. А ради чего мы, допустим, претерпеваем зубную боль (если бы еще терпели, а то на стенку лезем и не даем жить окружающим!)? Ради того, чтобы не идти к врачу, потому что боимся. Ради чего умные, образованные люди претерпевают боль в животе (а в медицине есть термин «острый живот»: когда он болит и есть температура, нужна немедленная госпитализация и сугубые меры предосторожности при перевозке), рискуя умереть от перитонита, что никак нельзя назвать христианской кончиной, — безболезненной, непостыдной, мирной? Опять-таки потому что боятся операции. Что-то это мало похоже на добродетель, скорее уж на сугубое неразумие: ведь боль называют сторожевым псом организма, а разве разумно при поднимаемой верным сторожем тревоге стиснуть зубы и претерпевать? Не правильнее ли принимать меры?
Терпение всего во что бы то ни стало — это добродетель стоиков, это языческое самолюбование и самопревозношение, между тем как о необходимости исцеления многократно говорится в Писании, да и преподобный Серафим говорил, что физическая боль сильна до того, что превосходит душевную скорбь. И только святые мученики претерпевали ее со всем мужеством, потому что терпели во славу Божию, во имя Его, ради своей веры. И дело не в том, что далеко нам до мучеников (хотя по большей части это и так), а в том, что терпеть надо тогда, когда терпим мы ради Христа.
Но бывает ведь, что никакое лечение, никакие лекарства не умеряют боли, не способствуют излечению. И вот тогда больному остается только терпение, но опять-таки не ради того, чтобы продемонстрировать великолепные волевые качества, но чтобы учиться исполнить волю Божию. Это трудно; это очень трудно, так же как трудно различать, когда терпение необходимо, а когда оно — проявление нашей косности.
Ровно то же самое относится и к мучениям, доставляемым всякого рода унижениями, обманом, издевательствами. Пожалуй, здесь трудности различения еще возрастают. Во-первых, не всегда можно разобраться, унижают ли тебя как личность (а здесь необходимо смирение) или как христианина, намереваясь поругать в тебе образ и подобие Божие. Во-вторых, если мы считаем, что имеет место второй случай, как реагировать?
Здесь не может быть даже самых приблизительных рекомендаций. Здесь остается только молитва.
Возвращаясь к гадаринскому бесноватому, скажем, что все-таки терпел он не зря: он дождался спасения Христова. Должно быть, Бог дал человеку немыслимый «запас прочности» именно для того, чтобы мы дотерпевали до спасения. Правда, при этом встает вопрос о том, что же мы терпим: внешние бесовские козни или собственную инертность и душевную косность?
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба