Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2008

КИНО, МЕНЯЮЩЕЕ ПОГОДУ

КИНО, МЕНЯЮЩЕЕ ПОГОДУ Еще совсем недавно о «Лучезарном ангеле» — Международном благотворительном кинофестивале детских и юношеских фильмов и фильмов для семейного просмотра — мало кто знал. Но вот уже в Москве появились баннеры с выходящим из кадра ангелом, а для показа конкурсной программы кинофестиваля выбран кинотеатр «Художественный» на Арбате — место, мимо которого не пройдешь.

Кинофестиваль «Лучезарный ангел», который пройдет с 1 по 12 ноября 2008 года — уже пятый по счету. Он организован в рамках проекта Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».
При этом одним конкурсным показом в «Художественном» дело не ограничится. Программа состоит из трех частей: во-первых, это предконкурсный показ детских игровых и анимационных фильмов, который пройдет в Православном паломническом центре с 1 по 7 ноября; во-вторых, сама конкурсная программа с 8 по 12 ноября, где будет показано более 50 художественных и документальных фильмов со всего мира. Наконец, в малом зале кинотеатра «Художественный» пройдут ретроспективные показы отечественных и детских фильмов, приуроченные к столетию отечественного кинематографа.
Не секрет, что сейчас для молодежи кино — это прежде всего зрелище. Вопрос о том, доброе оно или злое, даже не ставится. Интеллигентное меньшинство предпочитает авторское кино, «чистое искусство» — в котором рамками морали художники себя тоже не ограничивают. А потому «чистое искусство» порой воздействует на психику пострашнее кассового боевика. Но ведь было и у нас, и вообще в мире доброе кино! Почему бы ему не вернуться?
Экспертный совет «Лучезарного ангела», состоящий из московских священников, пересмотрел сотни картин, чтобы выбрать те, в которых талант режиссера сочетается с высокой нравственностью сюжета.
В прошлом году «Лучезарного ангела» получил мультфильм Александра Петрова «Моя любовь». На этот раз в конкурсной программе фестиваля оказались картины, уже ставшие лауреатами других фестивалей. Организаторы не гонятся за «эксклюзивом». Главное — объединить на одной площадке фильмы, которые, не сомневаясь, можно пойти смотреть всей семьей.

alt Игумен Киприан (Ященко), руководитель Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»

50 тысяч добрых дел

Мне приходилось посещать в тюрьмах малолетних преступников. Когда их спрашиваешь, кто их идеал, кому они в жизни подражают, то подростки называют персонажей американских боевиков. И действительно, их страшный мир, их криминальное мировоззрение, безнравственное и эгоистическое, формируется под влиянием фильмов, придающих греху аромат привлекательности.
Мы как организаторы кинофестиваля поставили перед собой задачу ровно противоположную. Важно, чтобы фильм был не только увлекательным, но и добрым по своему смысловому наполнению, располагал бы ребенка и взрослого к добрым и милосердным поступкам. Если кинофестиваль посетят 50 тысяч зрителей, 50 тысяч человек посмотрят добрый фильм. А когда они выйдут из кинозала, им захочется сделать 50 тысяч добрых дел. И тогда у нас в столице будет совсем другая погода…


Протоиерей Александр Ильяшенко, член экспертной комиссии кинофестиваля. Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, председатель интернет-портала «Православие и мир»

«Если фильм нравственен, но бездарен — он никому не интересен»

Фестиваль «Лучезарный ангел» проходит под девизом: «Доброе кино возвращается». Поэтому на фестиваль можно допускать фильмы, в которых нет агрессии, злобы, непристойностей. Передо мной стояла, казалось бы, простая задача — принять или отвергнуть пришедшие на конкурс фильмы. Я пересмотрел несколько десятков лент: документальных, игровых, анимационных, отечественных, зарубежных. Кроме того, в своем выборе я руководствовался тем принципом, что произведение искусства должно быть, во-первых, талантливым, а во-вторых — нравственным и правдивым. Оно должно опираться на высокие нравственные идеалы, пусть и не декларируемые открыто, но реально присутствующие. Ведь если фильм нравственен, но бездарен — он никому не интересен. А талантливый, но безнравственный фильм — вреден.
За то столетие, что существует кинематограф, накоплено многое. Есть настоящие шедевры. Чтобы двигаться вперед, не теряя уровня, нужно ориентироваться на эти вершины. Важно, чтобы зритель мог выбирать, видел разное кино, только не откровенную халтуру, в которой режиссеру нечего сказать. Лучше пусть фильмов будет меньше, главное, чтобы они были достойны своих предшественников.
alt


alt Священник Константин Сопельников, член экспертной комиссии кинофестиваля. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове

Фильмы о поиске Бога
(Обзор нескольких фильмов из конкурсной программы)
Из фестивальных фильмов, которые видел, я бы выделил «Твой крест» Станислава Подивилова. Это мультипликационная версия известной притчи о человеке, воззвавшем к Богу с просьбой заменить слишком тяжелый для него крест. Ангел отводит человека в хранилище крестов, чтобы он смог выбрать новый. Тот примеривает на себя и княжеский, и монашеский, но один оказывается слишком тяжелым, от другого герой убегает, как только видит нападающих на него бесов. В конце концов человек выбирает маленький деревянный крестик — и оказывается, что это и есть его собственный крест… Этот красивый и удивительно добрый фильм сделан на очень высоком уровне и ничем, на мой взгляд, не уступает прошлогоднему фильму-призеру «Лучезарного ангела» — «Моей любви» Александра Петрова.
Понравился фильм «Маленькая принцесса» Владимира Грамматикова, в котором показана дивная любовь между отцом и дочерью. Чувство, которое сейчас очень редко встретишь. И это не только хороший пример для подражания родителям и детям, но еще и фильм о милосердии. «Маленькая принцесса» призывает каждого, в каком бы состоянии он ни был, помнить, кто твой ближний. А ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.
Среди документальных фильмов я бы выделил фильм Андрея Павленко «Первая высота» о детском доме отца Андрея Воронина. Отец Андрей занимается с ребятами альпинизмом. Он поднялся с ними в апреле 2007 года на вершину Эльбруса, где отслужил Божественную литургию. Это тяжелое восхождение видит зритель, как видит он и подвиг, совершаемый священником. Чтобы последовать за Богом, нужно отречься от себя, взять свой крест и идти. Отец Андрей отрекся и посвятил себя чужим, брошенным детям. Подвижник живет среди нас: жизнь, отданная ради детей, и есть подвиг самоотречения.
Наконец, меня поразил турецкий фильм «Белый ангел» Махсуна Кирмизингюла. В нем показано то, через что пройдет рано или поздно каждый из нас — старость. Это история о старике, который убегает от своих детей, боясь быть им обузой, и попадает в дом престарелых. Этот фильм об отношении к старости молодых и о страхах немощных стариков снова напоминает нам о любви к ближнему.
Меня порадовали многие фильмы этого фестиваля. Все меньше случайных и все точнее попадание. Сегодня режиссеров по-прежнему интересуют извечные проблемы: воспитание детей, отношения поколений. Но главное — поднимается проблема выбора человеком его пути. К великому сожалению, многие еще не понимают, что пройти этот путь можно только следуя за Богом.

Программа:

Кинотеатр «Художественный», Арбатская пл., 14, т. (495)691-96-24

– 8 ноября, большой зал, 16:00: открытие фестиваля.
– 9-11 ноября, большой зал, 13.00, 16.00, 18.00: конкурсный показ, художественное кино.
– 9-12 ноября, малый зал: конкурсный показ, документальное кино.
– 9-11 ноября, малый зал, 15.00, 17.00, 19.00, 21.00: ретроспективные показы

Паломнический центр Московского Патриархата (бывший кинотеатр «Литва»), Мичуринский проспект, 8/29, т. (495)147-79-73

– 1-7 ноября, 11:00, 14:00: детские сеансы
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба