Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2008

СЕМЬЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МОДНОЙ

СЕМЬЯ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МОДНОЙ Сейчас много говорят и пишут о том, что молодые люди не хотят вступать в брак и рожать детей. Действительно, такая негативная тенденция прослеживается. Но все-таки есть и другие опасные явления.

Ирина Мошкова, генеральный директор Психологической службы «Семейное благо», кандидат психологических наук:

Сейчас много говорят и пишут о том, что молодые люди не хотят вступать в брак и рожать детей. Действительно, такая негативная тенденция прослеживается. Но все-таки есть и другие опасные явления.
После того как в России начала осуществляться государственная программа преодоления демографического кризиса, тема семьи стала активно обсуждаться в средствах массовой информации. Это поменяло ситуацию: создавать семьи стало модно. Молодые люди рассуждают так: если ты смог создать семью, значит, ты востребован, кому-то нужен, кому-то интересен. Создание семьи воспринимается современной молодежью как своеобразный элемент своего престижа, своего выгодного «имиджа».
Сейчас много говорится о кризисе семейных ценностей. В чем собственно он заключается? Из нашей жизни уходят священные, святые вещи. Мы утратили понятие о святыне в общем смысле слова и о святыне брака в частности. Как правило, то, что модно, — скоротечно, поверхностно, временно. А брак — это не бытовое явление, это не просто «совместное ведение хозяйства» и не просто «воспроизводство населения». Цель брака — это выход за границы собственного «я», преодоление эгоизма, только после этого можно говорить о любви в ее подлинном, высоком смысле слова. Утрата представлений о сущности брака и семьи, о жертвенной христианской любви, которая должна соединять супругов, приводит к тому, что молодые люди с легкостью создают семьи и с легкостью их разрушают. Причем продолжительность периода от заключения брака до развода с ужасающей быстротой сокращается. Сейчас нередко люди разводятся, фактически являясь еще молодоженами. Они с легкостью разрывают взаимоотношения, не задумываясь о разрушительных последствиях развода для себя и для своих детей.
Это происходит потому, что современная массовая культура воспитывает в человеке эгоизм, замкнутость на себе, исключительно на своих желаниях и удовольствиях. Мы постоянно куда-то спешим, спешим решить задачи самоутверждения. Мы выстраиваем свою жизненную траекторию и упорно по ней движемся, не собираясь кому-то в чем-то уступать. Но ведь в православной культуре семейная жизнь — это путь спасения, по которому можно двигаться только с помощью добровольного самоотвержения. Оно выражается в умении посвящать себя и свои силы достижению благополучия ближнего, его душевной поддержке и духовному развитию. Все очень просто: плачет ребенок ночью — поднимись первым, подойди к нему, не жди, пока это сделает жена. И так во всем: и в мелочах, и в серьезных вопросах семейной жизни.
В сознании современных молодых людей «самопожертвование» не является ценностью. Они готовы видеть и чувствовать «ближнего» только в тех границах, которые они сами определили. Отношение к «ближнему» стало потребительским, безнравственным. В этой жизни нет Христа, ведь Христос — это идеал самопожертвования, это Крест, на котором Господь отдал свою жизнь до последней капли крови ради всех нас вместе и ради каждого из нас в отдельности. Нет Христа, нет Креста, нет добровольной жертвы — нет тогда и радости, и полноты бытия. Это парадоксально, но только самопожертвование, полная отдача своих сил, мыслей и чувств приносят счастье, ощущение полноты, радости и осмысленности бытия.
К сожалению, для подрастающего поколения — это terra incognita. Это просто отсутствует в сознании. О кризисе семейных ценностей часто говорят в контексте демографии, руководство страны бьет тревогу — численность населения неуклонно сокращается. Я думаю, что это отражение кризиса веры, истинного понимания смысла и ценности жизни. В Евангелии есть слова Спасителя: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Как мне представляется, преодоление демографического кризиса возможно путем возвращения к традиционным духовным ценностям, к Православию, то есть — ко Христу и осознанию Его искупительной жертвы.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба