Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2008

БРАК В РОССИИ:

БРАК В РОССИИ: Русская Православная Церковь с момента крещения Руси пыталась воцерковить все стороны жизни общества, в том числе и семейную жизнь. Однако семья развивалась в значительной степени параллельно с развитием Церкви и строилась по принципам безусловно традиционным, безусловно патриархальным, но восходящим еще к языческому прошлому.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, автор лекционных курсов по предметам «история Русской церкви», «история России», член Синодальной комиссии по канонизации святых:

Русская Православная Церковь с момента крещения Руси пыталась воцерковить все стороны жизни общества, в том числе и семейную жизнь. Однако семья развивалась в значительной степени параллельно с развитием Церкви и строилась по принципам безусловно традиционным, безусловно патриархальным, но восходящим еще к языческому прошлому. Распространение практики венчанных браков среди основной массы русских православных христиан имело место лишь с XV века. То есть у значительной части крещеных и причащавшихся бытовало ощущение того, что семью свою можно строить по принципам, которые с давних времен передавались из поколения в поколение и никак не были связаны с учением Церкви.
На протяжении многих веков христианства семья в России оставалась по сути дела полуязыческой. Конечно, на фоне современных проблем патриархальная русская семья кажется чуть ли не идиллией, но это не снимает вопроса о воцерковленности брачной морали в России.
Самый сильный удар по русской семье был нанесен, конечно, в XX веке — ни в одной христианской стране на протяжении длительного периода времени у власти не находились люди, считавшие, что семья должна исчезнуть. Но именно с таких позиций выступали большевики в первые годы своего правления. Гражданский брак, введенный ими, по существу представлял собой официально фиксируемую процедуру случайного и временного сожительства.
С конца 20-х — начала 30-х годов постепенно разрабатывается учение о каком-то новом социалистическом браке, однако население, вкусившее плоды возможности легкого заключения и расторжения брака, получившее государственную санкцию на блуд, уже начинает тяготиться брачными узами. Здесь нужно сказать и о значительном «вкладе» коллективизации, которая предполагала ликвидацию последнего социального слоя, сохранявшего еще существовавшие традиции патриархальной русской семьи.
Уже после войны появляются проблемы, последствия которых мы в полной мере до сих пор не осознали. Когда война закончилась и появилась возможность строить семьи, наше общество оказалось уже глубоко секуляризованным. Послевоенные семьи создаются преимущественно без всяких ориентиров на какие бы то ни было христианские ценности. Страна оказалась в ситуации, когда основная масса населения (уже в 40-е и 50-е годы) даже не предполагала для себя христианского брака, его просто не было в сознании.
Кроме того, во время войны мы потеряли огромное количество не просто мужского, а наиболее дееспособного, ответственного населения. Теперь нашим женщинам приходилось принимать на себя те общественные, профессиональные, социальные, в том числе и семейные обязанности, которые должны исполнять мужчины.
Количественная диспропорция мужчин и женщин привела к тому, что наше общество начало феминизироваться. И проблема здесь в том, что мальчики с раннего детства попадают в руки женщины. Они не получают полноценного воспитания. Ясли и детские сады, школы и детские поликлиники — все это места, где у мальчиков «женское воспитание». Ситуация особенно осложняется еще и отсутствием или некомпетентностью отцов. В неполных семьях воспитываются мужчины, изначально не получающие опыта созидания семьи и, собственно говоря, не воспринимающие самих себя мужчинами-отцами. Значит, с самого начала воспитывается иждивенец, человек, воспринимающий свою будущую жену одновременно и как мать, которая будет нести основное бремя совместной жизни, и как хозяйку, зарабатывающую средства к существованию. 
Если мы хотим сформировать христианскую семью в нашей стране, мы должны ориентироваться, с одной стороны, на глубинные богословские канонические традиции Церкви, а с другой — отдавать себе отчет в том, что решение многих проблем семьи невозможно без освобождения от тех стереотипов, которые оставила нам предыдущая русская история и которые не имеют никакого отношения к подлинным традициям христианского брака. И один из таких стереотипов состоит в том, что якобы подлинная христианская семья имеет своей главной целью рождение максимально большого количества детей. Такого рода семья в России действительно существовала, но как христианская семья она не состоялась (многодетность диктовалась не «ложными» принципами вероучения — таковых не было, а высокой детской смертностью и, кстати, женской тоже). Сегодня должны быть сформулированы какие-то другие критерии «подлинно христианской семьи». И исходить при выработке этих критериев необходимо из святоотеческого принципа, согласно которому семья — школа любви.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба