Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее
ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу.
Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся,
так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно
читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные
эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?
Притча о богатом юноше (Мф
19:16–26)
довольно хорошо известна. Это рассказ о человеке, который желал вечной
жизни. Заповеди он соблюдал, но понимал, что этого недостаточно, и
Христос сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение
твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и
следуй за Мной. И тот ушел с печалью, потому что у него было большое
имение.
Если мы прочтем тот же эпизод в десятой главе Евангелия от Марка, то
найдем там деталь, еще усугубляющую общее ощущение печали. Дело в том,
что Христос полюбил юношу (Мк
10:21), именно поэтому и позвал с Собой. Он избрал его, а избранник отказался и ушел, хотя и не без сожаления.
Возникает вопрос: почему он опечалился? Действительно ли ему больше
всего было жалко имения? Рискну предположить, что причина не в величине
имения, а в том, что оно было ему дорого особым, личностным образом, и
богатство не просто давало ему возможность жить безбедно, но составляло
предмет его гордости. Поэтому раздать-то можно, а с чем останется
бывший богач? Каково будет его самоощущение? Он же привык, что его
уважают за его состоятельность, да и сам себя за нее уважает. Вообще-то
на самом деле поклонение окружающих богачу не гарантируется, и
некоторые могут в душе его презирать, несмотря на богатство, а другие
могут испытывать добрые чувства к нему лично, а не к его счету;
трудность для него состоит в том, чтобы понять, какой случай в данный
момент имеет место. А опасность ошибки действительно велика: либо он
заподозрит в корыстных мыслях хорошего, доброго человека, — а это грех,
либо, поддавшись на лесть, слепо доверится тому, кто не стоит доверия,
из чего воспоследует множество тяжких осложнений для него и для других,
— а это тоже грех. Да, поистине трудно богатому войти в Царство
Небесное (см. Мф
19:23),
поскольку зачастую обладание богатством деформирует душу, а отказаться
от него или пересмотреть свое к нему отношение недостает решимости —
проще на самом деле отказаться. Но еще вопрос, как именно отказываться:
просто пустить деньги на ветер, промотать — опять-таки грех, а
попытаться передать достойным… даже думать не хочется, сколько здесь
может произойти ошибок.
Но когда говорится не можете служить Богу и маммоне (Мф
6:24; Лк
16:13),
то это не значит, что богатые не будут спасены: здесь речь не об
обладании, а о служении. Вовсе не состоятельность как таковая мешает
человеку войти в Царство, а его привязанность к богатству, точнее —
зависимость от него. Но ведь отказаться (реально или духовно) — еще не
все, это только начальное условие того, чтобы последовать за Христом. И
даже оно трудно настолько, что Спаситель, понимающий это, говорит:
людям это невозможно, Богу же все возможно (ст. 26). И именно поэтому
предлагает богатому юноше раздать все (чтобы, попросту говоря, не
отвлекаться ни гордостью, ни хлопотами, и именно потому, что полюбил
его и пожелал для него участи нелегкой, но завидной) и следовать за Ним
(ст. 21), потому что только следование за Христом дает силы пренебречь
земными благами в такой степени, что, строго говоря, как их отсутствие,
так и наличие не отвлекают от главного. А главное — это вечная жизнь в
Боге. А путь к ней один: следовать за Христом, потому что спасение — в
Нем, в Его великой любви к людям, а вовсе не в каких бы то ни было
человеческих хлопотах и усилиях. В Его воле спасти человека невзирая на
его имущественный статус и даже на содеянные грехи. И наша цель — не
мешать Богу нас спасать.