Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2009

СО СТОРОНЫ ВЕЧНОСТИ

В декабре Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Кажется, что князь Александр — самая известная личность русского Средневековья, но так ли хорошо мы его знаем? На самом деле представления о нем большинства из нас отражают лишь малую часть его жизни, заставляя воспринимать эту сложную и неоднозначную фигуру весьма однобоко.

Как это ни парадоксально, но над русским святым XIII века нависла реальная угроза стать элементом современной «попсы» — своеобразным ходульным персонажем масскульта и дешевой пропаганды. Причем случается это с ним не впервые. Еще Петр Великий стремился «подредактивровать» образ князя Александра, исходя из тогдашних государственных интересов, и боролся с изображением его на иконах в монашеском облачении. В советские годы представления о князе окончательно сузили до нужд сиюминутной конъюнктуры — он был, безусловно, героем, но воином и только воином. Две битвы, выигранные им в ранней юности, — это все, что должно было остаться в народной памяти от образа легендарного князя. Почти ничего не говорилось о его правлении, его дипломатических успехах в отношениях как с Золотой Ордой, так и с другими русскими князьями. О том же, какую роль играла в его жизни вера, и вовсе молчали, а канонизация Александра трактовалась как признание Церковью его выдающихся государственных заслуг.
Сегодня Александр Невский для многих из нас остается символом противостояния России и Запада, удачливым военным или, и в крайнем случае, дипломатом. А Церковь на этом фоне представляется безусловной сторонницей определенных политических сил, как и было написано об этом в советских учебниках.
Поэтому-то очень важно взглянуть на Александра Невского по-новому — не с исторической стороны, а со стороны вечности. Ведь заслуга благоверного князя не только в тех или иных его действиях, но и в том, что, совершая их, он руководствовался не своими сиюминутными интересами, а своей верой во Христа, стремлением следовать Божественной Правде...
«Лакировать историю» ни в коем случае нельзя, и, говоря об Александре Невском, следует трезво оценивать как его самого, так и его эпоху. Наивно отрицать роль князя в трагическом противостоянии христиан Востока и Запада, но точно так же наивно проецировать то противостояние, те методы и стереотипы на сегодняшний день, исходя из того, что в свое время именно так поступал православный святой. Суд Божий куда важнее суда истории — и все поступки князя Александра были попыткой действовать по-христиански в сложившихся в его время условиях. А значит, сегодня из его жизни важно взять за образец не обусловленные временем поступки, а именно их христианскую мотивацию.
Понимать же исторический контекст необходимо в том числе и для того, чтобы отличить первое от второго. Если это удастся, то в центре нашего внимания окажется целостный человек, христианин, а не носитель той или иной социальной функции своего времени: воин, дипломат или политик. И тогда мы увидим Александра Невского таким, каким видели его прежде, в те времена, когда его образ еще не начали превращать в плоский плакат. То есть увидим его с совершенно новой для нас стороны.


Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба