Юрий Кублановский, поэт, Москва
...снять новый фильм До тех пор, пока политики будут использовать историю в своих идеологических нуждах, всегда будет велик соблазн превращения того или иного исторического лица в «патриотический лубок» или, наоборот, его очернения. После постреволюционного нигилизма во второй половине 30-х годов Сталин решил дополнить марксисткую догматику национальной идеей.
Талантливый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, до этого выполнявший революционный заказ, пришелся тогда как нельзя кстати и сделал фильм «на века», удовлетворив жажду народа в патриотической составляющей.
С той поры талантливый эйзенштейновский миф и определяет наше отношение к Александру Невскому... Как говорится, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Впрочем, Александр Невский действительно фигура светлая, хотя мне и не ясно, что в его отношениях с татарами диктовалось спасительной стратегией, а что натуральной искренностью убеждений.
В прошлом году Патриарх Кирилл в рамках телепрограммы «Имя Россия» превосходно представил Александра Невского как узловую для отечественной истории фигуру. Думаю, что со временем полезно бы было снять об Александре Невском новый художественный фильм — основываясь на исторической правде и вне коньюнктурного идеологического контекста...
Алексей Варламов, писатель, лауреат премии Александра Солженицына в области литературы, Москва
...бояться не лубка, а бренда Для меня благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий) — святой особенно значимый, поскольку он мой небесный покровитель. Поэтому я стараюсь внимательно следить за тем, что вокруг этого «имени России» происходит. И хотя сам телевизионный проект канала «Россия» показался мне не слишком удачным, у меня нет ощущения, что Александру Невскому грозит стать героем «патриотического лубка». Да и не очень я понимаю, что это означает и чем вызвана тревога? Ни в лубке как в жанре народного творчества, до революции весьма популярном, ни тем более в патриотизме, ни даже в соединении патриотизма с лубком — ничего дурного нет. Это просто определенный уровень восприятия, своя стилистика, своя эстетика. Хуже, когда святого превращают в коммерческий бренд и используют в качестве рекламы, в том числе политической.
Но святыня поругаема не бывает. До войны Александр Невский стал героем советского и по определению «сталинистского» фильма — что с того? Лучше не забывать о том, что в день его кончины, 6 декабря (по новому стилю) начался разгром немцев под Москвой.
Виктория Уколова, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, Москва
...разделять реальность и миф Вначале была сделана попытка выпустить лубок, посвященный Александру Невскому, но народ абсолютно не принял его. Почему? Дело, как мне кажется, в том, что Александр Невский в принципе не может стать лубочной фигурой: это человек совершенно другого типа — романтический герой, подобный Жанне д’Арк или Карлу Великому. И если даже в XIX веке его образ не смогли втиснуть в лубочные рамки, то что говорить о веке XXI?..
В разговоре о любой выдающейся персоне необходимо разделять реальность и героический миф о ней. Невский стоит в ряду таких правителей, как Вацлав, создатель Чешского государства; как византийский император Феодор Второй; как король Франции Людовик Девятый. Все они вошли в историю одновременно и как герои, и как неоднозначные политики. Проблема в том, что люди обычно смешивают такие понятия, как реальная историческая фигура, и то, что называется местом памяти или историческим ориентиром. А смешивать эти понятия не надо!
Кроме того, у нас почему-то считается, что правда о человеке или событии — это только то, что плохо. Но правда — это и хорошее тоже. История не терпит однозначных оценок. У нас в МГИМО уже третий год реализуется программа «Александр Невский», которую мы делаем совместно с Центром Национальной Славы России. В программе активно участвуют студенты, и их выступления на конференциях, их доклады, их участие в дискуссиях показывают, что они отлично разбираются в исторических реалиях и понимают, какое значение образ Александра Невского имеет для формирования российской идентичности.
Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий, Москва
...бороться с медиазомбированием Личность и подвиг Александра Невского вполне может оценить только русский человек — создатель и хранитель Русского мира. Ныне мы пребываем на развалинах этого мира: русское мировоззрение и русская культура разрушены. На руинах великой культуры, как всегда, поселяются варвары; в наше время — это активные и пассивные сторонники очередного «нового мира», в котором всё и вся определяет так называемый западный цивилизационный стандарт.
Отдельные национальные проекты в данном случае ничего не решают и не могут противостоять непрекращающемуся медиазомбированию. Ирония, провокация, пошлость — на этом фоне любой русский герой и любая русская тема подвергается разрушительной деформации (и «патриотический лубок» — всего лишь следствие такой деформации).
Таков масштаб проблемы. Стало быть, попытки ее решения должны быть как минимум адекватными.
Александр Коновалов, министр юстиции Российской Федерации, Москва
...уйти от штампов Нужно поменьше использовать сформировавшиеся штампы и побольше показывать образ князя в историческом контексте, известном из имеющихся источников. Например, рассказывая о победах Александра над шведскими и немецкими рыцарями, о его дипломатических успехах, следует сопроводить это достоверной информацией о том, что боестолкновение при участии более чем 100 человек с каждой из сторон считалось в те времена значительным. Что сражение с рыцарем — уникальной, эффективной и грозной боевой единицей — предполагало подлинное мужество и военный профессионализм. Что отправиться в Орду, под безраздельное господство наводивших ужас на все народы монголов, было подлинным героизмом.
Мы знаем сегодня мало деталей, говорящих о личности князя Александра, но, располагая информацией о его делах и свершениях в их историческом контексте, а также зная, что дерево познается по плодам, каждый может попытаться представить себе живой образ этого человека — образ суровый, в чем-то трагический, но бесконечно привлекательный.
Владимир Лавров, доктор исторических наук, заместитель директора Института российской истории РАН, Москва
...говорить правду В фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» есть сцена, в которой князь с горделивым пафосом отвергает приглашение приехать в Орду… В действительности же князю приходилось смирять себя и неоднократно ездить туда на поклон, чтобы предотвращать набеги ордынцев на Русь и выкупать угнанных в рабство русских людей. А в 1262 году ему удалось вымолить в Орде прощение за антиордынские народные восстания и оградить русских от участия в составе ордынского войска в войне на Кавказе и в Персии (Иране), на котором настаивал хан. Ради этого пришлось опускаться на колени перед ханом и задабривать татаро-монгольскую знать щедрыми дарами. И хотя Александр Невский добился своего, он был надолго задержан в Орде, до тех пор пока серьезно не заболел; возможно, он был отравлен.
Так происходило в действительности, и так написано мною в параграфе «Александр Невский — защитник земли Русской» в школьных учебниках «История религий» и «История христианства». Причем в вопросах и заданиях после параграфа я прошу учеников ответить: «Как вам кажется, поведение победоносного полководца в Орде — это унижение или подвиг?» Пусть ученики задумаются, обсудят и поспорят, а учитель может тонко направить обсуждение.
Наконец, учитель может провести и исторические сравнения. Например, Петр I перед смертью начал авантюристический поход на Персию, Брежнев совершил военное вторжение в феодальный и мусульманский Афганистан с целью построить там социализм, а Жириновский в книге «Последний бросок на юг» зовет омыть сапоги наших солдат в Индийском океане. Кроме того, как не вспомнить о Сталине, который советских военнопленных называл предателями и потом даже отправлял в ГУЛАГ. Все познается в сравнении. И оказывается, что Александр Невский не только современен, но и подает нам духовно-нравственный пример.
А современен князь потому, что наше геополитическое положение принципиально не изменилось: различного рода угрозы продолжают исходить как с Запада, так и с Востока, а Россия остается самобытной цивилизацией, отличающейся и от западных, и от восточных цивилизаций. Только обо всем этом следует говорить историческую правду. Тогда перед нами предстанет не «патриотический лубок», пусть даже и талантливый, но раскроется личность ответственного, дальновидного и бесстрашного народного лидера.
Наталья Лосева, директор интернет-проектов РАМИ «РИА Новости», Москва
...заниматься просвещением Думается, что с образом Александра Невского произошла злая историческая шутка. Глубокий, сложно устроенный герой превратился в раскраску — плоскую, упрощенную, безыскусную. Вроде бы суть та же, а плоти нет.
Бороться с этим можно и нужно, как с любой пошлостью (а уплощение и упрощение — это пошлость и историческая вульгарность), — просвещением. Других лекарств нет. Рассказывать, раскрывать образ святого благоверного князя как человека мятущегося, преодолевающего, с его жизнью, полной сомнений и внутренних вопросов. Сомнения — не препятствие святости, как показывает опыт Церкви; сомнения и преодоления — это мощнейшие вехи роста и движения к правде, к вере, к Несомненному.
Нужно много и интересно, правильным хорошим языком рассказывать о великом полководце. О том, сколь интересен и остроумен он был как полководец, о его интеллектуальных и смелых тактических решениях. О том, какими непростыми были его отношения с братьями. О том, как хитро и последовательно Папа Римский Иннокентий IV пытался уговорить князя принять католичество, открывая невероятные возможности и обещая невиданные привилегии, и о том, через какие внутренние сражения прошел Александр, чтобы сохранить свою принадлежность Православию. Рассказывать о великом геополитическом и историческом значении выигранных им сражений. Знания сотрут сусальность.
Александр Дворкин, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, президент Центра религиоведческих исследований, доктор философии, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва
...понимать, почему князь Александр — святой К сожалению, имя Александ-ра Невского уже превратилось в «патриотический лубок». Знаменитый фильм о князе, несмотря на всю его художественную ценность, как раз и создал этот лубочный образ, который, увы, очень далек от подлинного образа святого благоверного князя Александра Невского.
Даже если мы посмотрим с точки зрения хронологии его жизни, то все знаменитые военные победы были одержаны князем в самом начале его самостоятельного княжения, его жизненного пути. А житие его начинается уже после этих побед. Очень важно осмыслить и понять, что христианство — это не религия героев. Христианство — это религия свидетелей, свидетелей Христа. И само слово «свидетель» по-гречески звучит как «мартирос», что означает«мученик». Истинное свидетельство всегда сопряжено с тяжелейшими испытаниями.
В нашей истории много блистательных полководцев, одержавших великие военные победы. Но далеко не все из них являются святыми, даже при всем, так сказать, хрестоматийном значении их побед и подвигов, подробно описанных в учебниках истории. Христианское служение Александра Невского и его жизненный подвиг (не в смысле подвига военного, а именно как подвижничества) был явлен по большей части не в воинской доблести, потому что Сила Божия проявляется в человеческой немощи.
И те непростые решения, которые он принимал, те унижения, страдания и мучения, которые переносил — он проходил ради своего народа, на управление которым был поставлен Богом. И потому святой Александр являет собой образец настоящего правителя. Ведь правитель, помазанник Божий, тоже в некотором роде являет собой образ Христа, который жизнь свою отдает за свою паству, за свой народ. Благоверный князь действительно по капле расточал свою кровь, свою жизнь ради своего народа, чтобы защитить и спасти его от той беды, которая на него надвинулась в виде татарского ига.
Очень важна и та мудрость, которая изначально была дана Святому Алек-сандру, поставленному перед трудным выбором: принять политическую помощь от Папы Римского или платить дань Золотой Орде. Перед аналогичным выбором через пару сотен лет будут стоять византийские императоры, но у последних из них не будет той мудрости благоверного князя, а потому они примут противоположное решение (в частности, на Флорентийском соборе). Когда выбираешь между политическим порабощением, но с сохранением своей веры, и попыткой обрести политическую свободу, но с отказом от своей веры, то тут как раз проявляется главное в человеке: что важнее для него — политическое владычество или же вера Божия. Александр Невский своим выбором показал, что самое главное для него — это его христианская вера, Православная Церковь и вечное спасение, к которому он стремился и которого он всей душой желал для своего народа.
Можно донести эту мысль самыми разными способами: можно снять фильм (хотя есть риск, что он получится не слишком зрелищным и убедительным, поскольку для передачи внутренней борьбы, а не зрелищных батальных сцен понадобился бы действительно гениальный режиссер, да и актер), можно издать новые учебники, можно написать множество научно-популярных статей. Тут необходимо понимать историческую обстановку того времени и обращать особое внимание на веру князя Александра, на его жизнь для Бога, для Церкви и для своего народа. А вот как раз это, есть надежда, можно будет сделать гораздо более доступным для людей при помощи «Основ православной культуры»...
Андрей Козицын, генеральный директор Уральской горно-металлургической компании, член попечительского совета программы «Александр Невский», почетный консул Австрии в Екатеринбурге
...избегать атрибутов «лубка» Чтобы имя выдающегося исторического деятеля не воспринималось как «патриотический лубок», нужно прежде всего избегать атрибутов такого позиционирования, то есть не допускать неуважительного использования образа Александра Невского в бытовых изображениях, бессмысленного тиражирования.
Александр Невский — реальная фигура нашего прошлого, человек разносторонний, многогранный, неоднозначный. Его талант и воля воплотились в таких поступках, значение которых для России трудно недооценить. Полководец, рискованный политик, мудрый дипломат, добрый семьянин, он постоянно подвергался испытаниям, противостоял искушениям. Шестнадцатилетним юношей он вошел в историю как успешный полководец, а самые знаменитые его победы — Невская битва и Ледовое побоище — были одержаны, когда ему было чуть больше двадцати. Три его исторические поездки в Орду, сыгравшие столь важную роль для сохранения русского государства, занимали месяцы и даже годы. За свои недолгие 43 года земного пути Александр Невский успел сделать настолько много для России и для потомков, что и сейчас, почти восемь веков спустя, в эпоху реактивных самолетов и всё возрастающих скоростей, успеть сделать и десятую часть этого было бы подвигом. Вот об этом мы должны знать и помнить, рассказывать молодому поколению, в том числе посредством новых документальных исторические фильмов и книг.
Личность Александра Невского не теряет своей актуальности, и в проекте «Имя Россия» святой князь стал победителем. «Лубочности», пошлости, поверхностности можно противопоставить только святость и соборность, которая присуща русскому характеру, русской культуре. Возможно, именно образ Александра Невского, как человека святого, православного, подвижника веры, может стать основой более глубокого его присутствия в сознании русских людей.