Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2010

ФУЖЕРОН Марк
САМШИТОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Чему я учу русских семинаристов

Марк Фужерон, доктор лингвистики  Университета Парижа — Сорбонна, почетный доцент Университета им. Ш. Де Голля в Лилле, член совета Союза приходов Русской Православной Церкви во Франции, бывший староста Трехсвятительского храма в Париже:

Однажды, много лет  назад, в нашем парижском храме ждали Вербное воскресенье. «Вербное» — только по названию, в знак любви к России, ведь у верб, которые растут во Франции, к этому дню уже распускаются листья, и вместо них прихожане приносят в храмы самшит. Помню, в тот год самшит для освящения стоял у нас по старой традиции в больших банках с водой, запертый в маленькой комнате. Утром, когда вновь приехавший священник вошел в каморку, на него обрушилась волна резкого запаха, не очень приятного в такой сильной концентрации. Он удивленно воскликнул: «Что это такое, что за запах?!» И велел сторожу все выбросить со словами: «Освящать не буду!»
На  следующий — субботний — вечер, вечер накануне Вербного воскресенья, он вел службу, и люди в храме удивлялись: «А почему в этом году нет верб? Как же так!» Грустно, что случилось такое недоразумение, и ведь не по злому умыслу, а просто по незнанию. Для русского человека наш самшит — это не вербы, а сплошное недоразумение, но для французов и русских, живущих во Франции, «вербы» всегда были именно такими, и священник, как мне кажется, должен был бы знать об этом. Ведь это его прихожане, к которым он пришел с проповедью!
Культура  народа начинается с таких вот  мелочей, не важных только на первый взгляд. Будущий пастырь может изучить историю и литературу Франции и считать себя знатоком нашей страны, но нет, этого не достаточно. Студенты, которые живут и учатся здесь, во Франции, никогда не будут такими «незнающими» священниками. Они уже сейчас постепенно постигают, что есть другие нравы, другие обычаи, и учатся уважать их. Потом, спустя несколько лет, они смогут выйти на амвон и говорить проповедь о Христе так, чтобы быть услышанными, будут обращаться не к абстрактной аудитории, а к конкретным, знакомым им людям, думающим с ними на одном языке, — к французам.


В храме семинарии

Я преподаю в русской семинарии близ Парижа. У нас учатся замечательные русские  студенты: семинаристы, будущие священники и богословы. Я давно наблюдаю этих молодых людей, и впечатление о них у меня самое хорошее. Им трудно, потому что у них мало уроков французского языка, и поэтому многие предметы им даются нелегко. Но они стараются. Уже сейчас я вижу, что многие из них станут искренними, преданными своему делу священниками — священниками по призванию. И, что важно, это будут пастыри, знающие страну, в которой им предстоит служить.
Конечно, никакая семинария не сделает  из русских людей «настоящих французов», но это и не нужно. Пусть русские останутся русскими, а французы — французами. Слава Богу, что мы не одинаковые, ведь только приняв и полюбив разнообразие Божьего творения, можно познать мир. У русских семинаристов другое воспитание, другие привычки — они выросли не на этой земле. Но есть вещи, одинаковые для всех молодых — и русских, и французов: надежды на будущее, общие цели, к которым они идут с горячими и смелыми сердцами.
Я думаю, что наша семинария очень важна  для Русской Православной Церкви, потому что она делает то, что  не может сделать ни один, даже самый  блестящий учебник о Франции, прочитанный студентом в России. Эти молодые люди, я надеюсь, по прошествии срока учебы смогут посмотреть на французскую жизнь новым, просветленным взглядом, почувствуют ее смысл. Я хочу, чтобы они научились главному — понимать суть явлений, а не осуждать все сразу, от нетерпения ума, по принципу: «Они все делают неправильно, не так, как мы. Ох уж эта развращенная, секуляризированная Европа!»
Я верю, что наши выпускники станут русскими священниками, любящими и знающими Францию.


Фото Дениса Маханько
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба