Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №5, 2010

Владимир ЛЕГОЙДА
ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УХОДЕ


или Чем отличается Церковь от корпорации

«Наука и религия должны идти вместе. Давайте сопрягать научное и религиозное измерения жизни», — с такими словами ученый-физик обратился к собравшимся на научно-богословской конференции гостям. И все бы хорошо, только из слов докладчика выходило, что существуют христиане, мусульмане, буддисты... и физики. И они должны взаимодействовать между собой, потому что — с точки зрения докладчика — стоят в одном ряду...
Еще на одной научной конференции выступавший сказал: «Русская интеллигенция никогда не была чужда Церкви». Я тогда не удержался и заметил, что в этом, наверное, и заключается главная беда русской интеллигенции: она всегда осознавала себя чем-то равновеликим Церкви и пыталась «не быть ей чуждой» так же, как человек похлопывает по плечу старого доброго знакомого.
И первый, и второй случаи — это примеры непонимания собственно природы Церкви. По моим ощущениям, то же самое происходит сейчас, когда звучат споры по поводу возвращения музейных ценностей. В этих разговорах много накрученного и придуманного, хотя есть и справедливые упреки — с обеих сторон. Только вот обмен упреками — путь бесперспективный, тупиковый. Но если подняться над сиюминутной ситуацией и попытаться увидеть во всем происходящем глубинную проблему, то она, с моей точки зрения, заключается в том, что мы сопоставляем несопоставимое: как будто у нас в обществе есть православные, мусульмане, буддисты и — музейные работники как отдельная религиозная традиция, которая может вступить в диалог с Русской Православной Церковью по вопросам возвращения ценностей. Лично во мне все это вызывает горечь странного разделения людей... И еще более странно то, что нет-нет да и промелькнет противопоставление православных верующих и народа, дескать, культурные ценности должны принадлежать народу. Позвольте, а верующие — не народ? Они что же, по старым советским правилам, — лишенцы? Пережиток прошлого? А народ — он что, вообще не верит, разве что в физику и музейные ценности?
Как-то в гостях оказались чрезвычайно культурный и мыслящий человек и священник. Мыслящий вещал, священник помалкивал. Наконец оратор, решив проявить внимание к батюшке, сказал: «Не понимаю, как это Вы управляетесь с этим народом?». На что тот спокойно ответил: «А я и есть этот народ».
Более пятнадцати лет работая в поле, которое называется церковным пространством, я постоянно слышу такие слова: «А что Церковь делает в таком-то направлении?». Но как правило, почти тут же говорящий присовокупляет: «Нет, я все понимаю, я и сам православный верующий, но вот Церковь...». Получается, человек сразу сам себя выносит за ограду Церкви, к которой опять-таки сам же себя и причисляет и от которой ждет при этом каких-то действий. И вроде все понимают, что Церковь — не институт, не группа священников во главе с Патриархом. Что Церковь — это все мы, призванные вместе жить церковной жизнью. Но когда речь заходит о конкретных делах, мы как будто умываем руки и становимся в позицию вопрошающих «извне».
Кому-то может в спешке показаться, что я говорю о необходимости корпоративизма среди верующих. Но это вовсе не так. Парадоксально, но факт: и корпоративность, и полное ее отсутствие — и то, и другое в равной степени невозможно для Церкви, потому что Церковь в принципе — не корпорация. Если и есть у Церкви внешние признаки корпорации, то внутренне она существует по совсем иным законам. Из любой корпорации человек может выйти; предполагается, что он находится внутри нее до тех пор, пока его все устраивает, пока деятельность корпорации соответствует декларируемым ею принципам, пока его личные взгляды совпадают с общей политикой и т.д. Но если верующий — член Церкви — обозначает для себя условия, при которых он может Церковь покинуть, — значит, с ним с самого начала было что-то не так, и очень серьезно. И в этом — глубокое сущностное отличие.
Сама принадлежность Церкви строится на совсем других основаниях, нежели корпоративность. Один священник выразился по этому поводу удивительно точно: «Людей, которые борются за идею, часто сравнивают с верующими. Но вера и приверженность идеологии — разные вещи». Христианин верит в вечную жизнь. И судит обо всем именно с этих позиций. И по этому «признаку» связывает себя с Церковью. Именно этим связаны миллионы верующих. Это очень не похоже на заявленные цели любой корпорации.
Скорее уж принадлежность к Церкви сходна с принадлежностью к семье. Правда, в нынешнем веке наши семьи мы рушим походя и уже не удивляемся, услышав дикие по сути слова бывшая жена. Но вот как быть с матерью и детьми? Они-то бывшими быть никак не могут, и если это позволяет эластичная совесть, то не позволяет язык: нельзя сказать бывшая мать или бывший сын. Точно так же можно сказать (хотя ничего в этом нет хорошего) бывший христианин — а как насчет бывшего чада Божия? То-то и оно, и оторопь внушают горемыки и бедолаги, «разочаровавшиеся» в вере и просящие себя раскрестить. Не бывает.
...Любая корпорация по определению принадлежит своей конкретной эпохе. А Церковь принадлежит еще и вечности. Может ли кто бы то ни было написать заявление об уходе... из вечности?


Другие статьи автора: ЛЕГОЙДА Владимир

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба