Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2009

Алексей БЕГЛОВ: УВИДЕТЬ В СЕМЬЕ ДРАГОЦЕННОСТЬ

alt

Алексей БЕГЛОВ, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:

Подробности жизни святых Петра и Февронии Муромских известны мало, хотя очевидно, что они прожили действительно праведную жизнь. Их почитание современниками началось сразу же после кончины, а спустя триста лет был создан уникальный житийный памятник, написанный монахом Ермолаем Еразмом, жившим в XVI веке. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — не совсем житие в церковном понимании этого слова, а почти художественное произведение. Но этот текст, возникший на стыке жанров, сыграл важную роль в становлении русской литературы.
Сюжет повести напоминает обычную сказку, но не стоит недооценивать наших предков — фольклорные элементы тогда воспринимались так же критически, как и сейчас. А потому текст, написанный с такими отступлениями от канонов, говорит в первую очередь о широте взглядов древнерусских книжников круга митрополита Московского Макария, одобривших литературный эксперимент Ермалая Еразма и сохравших этот шедевр древнерусской литературы.
Вообще, история XVI столетия — время очень интенсивной работы русской мысли, русского церковного самосознания. В эпоху митрополита Макария завершаются обобщающие литературные процессы, например составление сборника «Четьи-Минеи», продолжается составление Никоновской летописи, Степенной книги — первого «учебника» русской истории. Была создана такая интелектуальная и духовная атмосфера, когда Русь считала возможным подвести итоги своего бытия, описать его и кодифицировать, размышляя на темы своей истории, богословия, а также и на другие темы, в том числе о христианском браке.
«Повесть о Петре и Февронии» полна аллегорий, хорошо понятных человеку XVI века. Начинается она со странствующего фольклорного сюжета — рассказа о змие, который повадился прилетать в семью Петра. Князь убивает чудовище, олицетворяющее абсолютное зло, но заражается его кровью и заболевает. Здесь автор впервые выходит за пределы законов жанра: героический подвиг князя не приносит ему избавления, потому что Петр «не цел» по своему духовному состоянию. Его естество нарушено, а уврачевать его может восстановление «целостности» — соединение в браке с предназначенной для него женщиной. Встреча Петра с Февронией,  их брак и исцеление князя тоже представлены в форме распространенного фольклорного сюжета о мудрой деве.
Для условий XVI века героическая или любовная история — беспроигрышный жанр. Но для Ермолая Еразма это только начало истории, переход ко второй ее части, где начинают развиваться собственно житийные сюжеты. Наиболее интересный из них — изгнание Петра, оставившего свой княжеский титул ради Февронии. С этого начинается период испытания их совместной жизни, и в «Повести» речь напрямую заходит о том, что более всего ценно для для христианина, живущего в браке.  Преходящим ценностям, например власти, он предпочитает целостность семьи. По требованию бояр, недовольных его неродовитой супругой, Петр покидает княжеский престол.
В момент бегства они проходят еще одно испытание — в лодке какой-то человек смотрит неподобающим образом на Февронию. Когда он, попробовав воду, почерпнутую с разных бортов, не видит никакой разницы, то Феврония говорит ему: «Едино естество женьское есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!» Тогда он понимает свою вину — такая классическая назидательная притча.
Тем временем город, оставленный на бояр, изгнавших князя и его супругу,  погружается в хаос, который прекращается с возвращением супругов на княжение. Это уже глубокий социальный мотив — семья является некой проекцией социума, то, что позднее назвали ячейкой общества. Начиная с истории любви и брака юноши и девушки, автор заканчивает рассказ разговором о социальных вопросах, охватывая самые разные проблемы христианской нравственности.
«Повесть о Петре и Февронии» занимает особое место в древнерусской литературе как уникальный пример сочетания стилей, совмещения художественной формы, житийной литературы и притчи. Но все-таки это не просто памятник прошлого. Обаяние жития чувствуется и сейчас, спустя четыреста лет. Во многом именно потому, что ее главные темы: истинная любовь, ее трудности и умение по-христиански преодолеть их — вечны и непреходящи.


Фото Владимира Ештокина
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба