Алексей БЕГЛОВ, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:
Подробности жизни святых Петра и Февронии Муромских известны мало,
хотя очевидно, что они прожили действительно праведную жизнь. Их
почитание современниками началось сразу же после кончины, а спустя
триста лет был создан уникальный житийный памятник, написанный монахом
Ермолаем Еразмом, жившим в XVI веке. «Повесть о Петре и Февронии
Муромских» — не совсем житие в церковном понимании этого слова, а почти
художественное произведение. Но этот текст, возникший на стыке жанров,
сыграл важную роль в становлении русской литературы.
Сюжет повести напоминает обычную сказку, но не стоит
недооценивать наших предков — фольклорные элементы тогда воспринимались
так же критически, как и сейчас. А потому текст, написанный с такими
отступлениями от канонов, говорит в первую очередь о широте взглядов
древнерусских книжников круга митрополита Московского Макария,
одобривших литературный эксперимент Ермалая Еразма и сохравших этот
шедевр древнерусской литературы.
Вообще, история XVI столетия — время очень интенсивной работы
русской мысли, русского церковного самосознания. В эпоху митрополита
Макария завершаются обобщающие литературные процессы, например
составление сборника «Четьи-Минеи», продолжается составление
Никоновской летописи, Степенной книги — первого «учебника» русской
истории. Была создана такая интелектуальная и духовная атмосфера, когда
Русь считала возможным подвести итоги своего бытия, описать его и
кодифицировать, размышляя на темы своей истории, богословия, а также и
на другие темы, в том числе о христианском браке.
«Повесть о Петре и Февронии» полна аллегорий, хорошо понятных
человеку XVI века. Начинается она со странствующего фольклорного сюжета
— рассказа о змие, который повадился прилетать в семью Петра. Князь
убивает чудовище, олицетворяющее абсолютное зло, но заражается его
кровью и заболевает. Здесь автор впервые выходит за пределы законов
жанра: героический подвиг князя не приносит ему избавления, потому что
Петр «не цел» по своему духовному состоянию. Его естество нарушено, а
уврачевать его может восстановление «целостности» — соединение в браке
с предназначенной для него женщиной. Встреча Петра с Февронией, их
брак и исцеление князя тоже представлены в форме распространенного
фольклорного сюжета о мудрой деве.
Для условий XVI века героическая или любовная история —
беспроигрышный жанр. Но для Ермолая Еразма это только начало истории,
переход ко второй ее части, где начинают развиваться собственно
житийные сюжеты. Наиболее интересный из них — изгнание Петра,
оставившего свой княжеский титул ради Февронии. С этого начинается
период испытания их совместной жизни, и в «Повести» речь напрямую
заходит о том, что более всего ценно для для христианина, живущего в
браке. Преходящим ценностям, например власти, он предпочитает
целостность семьи. По требованию бояр, недовольных его неродовитой
супругой, Петр покидает княжеский престол.
В момент бегства они проходят еще одно испытание — в лодке
какой-то человек смотрит неподобающим образом на Февронию. Когда он,
попробовав воду, почерпнутую с разных бортов, не видит никакой разницы,
то Феврония говорит ему: «Едино естество женьское есть. Почто убо, свою
жену оставя, чюжиа мыслиши!» Тогда он понимает свою вину — такая
классическая назидательная притча.
Тем временем город, оставленный на бояр, изгнавших князя и его
супругу, погружается в хаос, который прекращается с возвращением
супругов на княжение. Это уже глубокий социальный мотив — семья
является некой проекцией социума, то, что позднее назвали ячейкой
общества. Начиная с истории любви и брака юноши и девушки, автор
заканчивает рассказ разговором о социальных вопросах, охватывая самые
разные проблемы христианской нравственности.
«Повесть о Петре и Февронии» занимает особое место в
древнерусской литературе как уникальный пример сочетания стилей,
совмещения художественной формы, житийной литературы и притчи. Но
все-таки это не просто памятник прошлого. Обаяние жития чувствуется и
сейчас, спустя четыреста лет. Во многом именно потому, что ее главные
темы: истинная любовь, ее трудности и умение по-христиански преодолеть
их — вечны и непреходящи.
Фото Владимира Ештокина