В пещерах Киево-Печерской Лавры, среди мощей
подвизавшихся в монастыре в разное время монахов, затворников и
молчальников, находятся мощи отрока-христианина. В 983 году отрок-варяг
Иоанн вместе с отцом Феодором был растерзан толпой, пришедшей к их
дому, чтобы принести в жертву языческим богам сына. Отец отказался
выдать ребенка, и они приняли смерть вместе. Приказ принести в жертву
отрока-христианина был отдан киевским князем Владимиром. Будущим
крестителем Руси, святым и равноапостольным. Память святых мучеников
Иоанна и Феодора празднуется Церковью 12 июля, память князя Владимира —
28-го.
Сознание современного человека цепенеет перед этими фактами. В
голове не укладывается, как Церковь может чтить в одном ряду с
убиенными мучениками и того, по приказу которого они приняли смерть.
Сразу вспоминается Иван Карамазов с неразрешимой для него дилеммой о
слезинке ребенка. Страшный вопрос. Неудобный. Проклятый. Как понять и
принять такую логику, почему она стала возможна? Ведь Церковь учит как
любви, так и справедливости. Разобраться в таких вопросах всегда
непросто. Но разбираться надо. В данном случае не обойтись без
некоторого размышления над жизнью князя Владимира — житием святого
равноапостольного правителя Киевской Руси.
Для начала замечу, что большинство жестоких и неблагочестивых
поступков Владимира, совершенных им до его личного обращения ко Христу,
не считались чем-то из ряда вон выходящим в языческом мире того
времени. Нельзя сказать, что Владимир был как-то по-особенному жесток
по сравнению с другими правителями. Кто-то возразит: но ведь он убивает
на глазах своей жены, Рогнеды Полоцкой, ее отца! Это, безусловно,
ужасно и бесчеловечно. Для современного сознания. Скажем точнее — для
сознания, просвещенного христианством. А именно этим просвещением мы и
обязаны князю. И именно за это он и причислен к лику святых.
Получается, что мы сегодня можем осуждать «дохристианское» поведение
князя-язычника лишь благодаря ему самому: наше отношение к жестокому
поведению Владимира сформировано христианскими ценностями, принятие
которых произошло при князе Владимире и его усилиями. То, что жизнь на
Руси после обращения Владимира в христианство стала строиться по другим
принципам, то, что мы сегодня не с пониманием, а с ужасом смотрим на
жестокие события тех веков, — это как раз-таки и произошло благодаря
Владимиру.
Традиционно о Владимире говорят именно как об инициаторе
глобальных общественно-культурных перемен. Мы говорим — и справедливо!
— о том, что крещение Руси стало ее культурно-историческим выбором,
который сформировал страну: язык, государственность, принципы
хозяйствования, не говоря уже о литературе, искусстве и базовых
ценностях. Но чтобы «уложить в голове» тот факт, что в Киево-Печерском
монастыре, первой Лавре русского христианства, находятся мощи человека,
убитого по приказу князя, который потом стал равноапостольным, нужно
понять, что произошло в душе этого человека, как изменилась его
внутренняя жизнь.
Князь Владимир не только сыграл роль в обретении Русью
Православия — это был человек, не оставлявший попечения о своем личном
спасении. Забота о личном спасении для христианина — не эгоистическое
чувство, а залог любых добрых дел. Поэтому преподобный Серафим
Саровский утверждает: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».
Только так. Внутренний мир и любовь есть непременное условие
возможности каких-то внешних изменений как в себе, так и в других. Если
же человек внутри поражен, развален грехом, то даже захоти он сделать
что-то светлое, все равно не получится. Такова природа греха, в этом
его опасность. (Еще раз вспомним, что с греческого языка «грех»
переводится как «промах», то есть грешник — это тот, кто не попадает в
цель; как бы ему ни хотелось выбить десятку, он всегда будет отправлять
свои стрелы в «молоко».)
Образ князя Владимира для меня лично очень важен как пример
человека, который смог коренным образом измениться. Что это значит?
Ведь приход к вере не меняет, так сказать, психотип: разговорчивые не
становятся молчальниками, а замкнутые люди — чрезмерно общительными.
Что же тогда происходит? Меняется оценка своих поступков, взгляд на
себя самого. Опять скажу: сегодня мы мыслим не так, как мыслила
Рогнеда, — во многом благодаря князю Владимиру. Слова равноапостольного
князя: «Я был зверь, а стал человек», — свидетельство того, что он смог
иначе оценить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, и это изменение
позволило ему помочь и другим людям. После своего обращения князь
Владимир, насколько мы можем судить из заслуживающих доверия
источников, искренне и упорно пытался жить по Евангелию. Он стал другим
человеком. Из истории Церкви мы знаем, что это возможно в том случае,
если, как говорит апостол Павел,
не я живу, но живет во мне Христос (Гал
2:20).
А святой Павел имел полное право так говорить: ведь и его жизнь —
ярчайший пример того, как человек из гонителя христиан превращается в
апостола веры.
Многим — и неверующим, и верующим — может показаться, что пример
князя Владимира — не для нас. Мы не находимся в ситуации княжения, у
нас нет восьмисот наложниц, убивать — не убивали никого, Русь уже
крещена… И все же мне кажется, что у каждого есть свой «зверь», от
которого надо перейти к человеку. Отказаться от человека ветхого в себе
и взрастить в себе нового человека. В каком-то смысле история князя
Владимира — это модель христианской жизни. Да, мы не приносили
человеческих жертв, но разве мы не обижали своих ближних — делами,
словами, мыслями, наконец? А разве это не покушение на образ Божий, как
в другом человеке, так и, кстати сказать, в самом себе? Житие
равноапостольного князя — яркий пример необходимости суда над самим
собой, важности изменения собственной души. Если мы поймем это, если
будем готовы смиренно впустить Христа в свое сердце, то, наверное,
тогда и мы сможем когда-нибудь повторить вслед за князем Владимиром: «Я
был зверь, а стал человек».