Любовь МУСИЕНКО, руководитель отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга:
Наш отдел уже второй год поддерживает выставки фотографий, которые
организует в Санкт-Петербурге представительство журнала «Фома».
Казалось бы, есть достаточно известный журнал, и зачем еще делать
выставки? Ведь фотография и текст вместе дают целостное представление о
том, что хотел сказать автор, то есть вроде бы цель и так достигнута.
Но ведь в концепции «Фомы» изначально заложены понятия уважения,
терпимости: это журнал и для верующих, и для неверующих. А вот
знакомство между собой читателей, причем очень разных, не происходит.
Выставка — то самое место, где может произойти их встреча. К тому же
язык фотографий — международный и не требует перевода. Недаром первая
выставка журнала под названием «Территория радости» неоднократно
приглашалась именно за рубеж. Ведь фотографии «Территории» — тоже
рассказ: о планете радости, какой увидели ее фотографы…
Вторая выставка проекта — «Территория странствий» — недавно
прошла в самом центре Петербурга, и, думаю, интерес к ней тоже
возникнет, и не только в нашей стране, но и в разных уголках мира. Эти
выставки очень хорошо выражают то, что мы все вместе хотим сказать:
давайте уважать и любить друг друга, свою землю, свое отечество,
историю... Ведь своя история есть за каждым снимком. При этом я отдаю
себе отчет, что это не «выставка православной фотографии», как написали
в некоторых анонсах городские СМИ, а все-таки нечто иное.
Давайте посмотрим, есть ли вообще такой жанр — «православная
фотография»? Не думаю. Когда, например, мы изучаем архитектуру Древней
или Средневековой Руси, то пользуемся изображениями соборов, их
интерьеров, убранства; любой учебник или альбом сопровождается ими, но
мы же не говорим, что это православный альбом. Храм как таковой в
пейзаже, в городской среде — это всегда очень красиво. Возьмем наш
город, где основными архитектурными доминантами испокон веков были
культовые здания: Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Казанский собор.
Это неотъемлемая часть города, его символика. И как мы об этом скажем —
православный Петербург? Конечно, православный, так и формировалась его
культура, но верующие не могут «приватизировать» знакомые всем объекты.
Мне вообще кажется странным говорить о таких понятиях, как
«православная живопись», «православная графика». Да, есть библейские
сюжеты, которые всегда были определяющими в истории искусств, но это
общекультурные ценности! Васнецов и Врубель приглашались к росписи
соборов, но мы же не назовем Врубеля исключительно православным
художником! Мы можем определять его не по вере, а по творческим
качествам, потому что вера — внутреннее состояние человека, не
прописанное в биографии и явно не отмеченное в произведениях.
Так же обстоит дело и с фотографиями. Да, выставка может быть
православной — но по существу, а не по букве. Тут, скорее, можно
говорить о взгляде человека на мир. Ведь самый красивый объект можно
снять по-разному: можно со стороны заднего двора, где не убрали мусор
после ремонта, а можно во время самого ремонта — передать красоту
возрождающейся святыни. Можно показать лица людей, которые в этом
участвуют, измученными, изможденными работой, а можно — светлыми и
вдохновенными. Вот что важно!
Безусловно, есть ряд художников, которые декларируют себя именно
«православными». Но используют они этот термин или искренне так считают
— вопрос неоднозначный. Давайте вспомним, как мы жили лет двадцать
назад. Например, в Санкт-Петербурге на Охте был выставочный зал Союза
художников СССР, и однажды там готовилась большая выставка, в которой
участвовали довольно известные художники. В те времена экспозицию
обязательно принимали высокопоставленные чиновники из отдела культуры
обкома и горкома партии, и как только они заметили на одной из
живописных работ изображение храма — выставку закрыли. Об этом много
писали, об этой «выставке
№ 13», которая так никогда и не открылась… И вдруг все это
разрешено! Сегодня никто тебе не запретит поехать в любой монастырь, и
тебя там примут, ты можешь пожить, поговорить с людьми — и не
запечатлеть это невозможно. И вот мы видим все новые и новые
появляющиеся серии «православных фотографий».
Бывает, что такие фотографы оказываются просто неофитами, только
что пришедшим к вере и в определенном смысле зацикленными на связанных
с религией вопросах. Со временем это проходит, они начинают видеть мир
уже своей душой и талантом без непременного позиционирования «Я
православный — вот вам храм, я православный — вот вам священник…» В
такой «православной подаче», в принципе, нет ничего особенного. Это для
художника просто прием, на котором он решил поработать: допустим,
фотографировать только храмы. Причины могут быть разными. Кто-то по
наивности считает это единственно правильным и нужным, и остается
надеяться, что дальнейшее творческое развитие у него пойдет вглубь и
вширь. А для кого-то это всего лишь конъюнктура. Так, у нас на Невском
проспекте стоят художники и продают иностранцам свои не всегда
высокохудожественные картины с видами красивых петербургских соборов,
это просто конъюнктура рынка, такой прием может использовать и так
называемый православный фотограф, который и христианином при этом может
не быть.
Как же тогда должны отбираться работы для выставки,
организованной православным журналом? Уж точно не по критерию «есть ли
купол на фото или нет», а по другим параметрам, созвучным общей позиции
журнала. Сегодня есть много примеров в кино, в живописи, в фотографии,
когда предлагаются агрессивные сюжеты, причем мастерски, великолепно
сделанные. Но они абсолютно точно не несут за собой даже элементарного
потенциала добра. Да, действительно, таков мир в какой-то своей части.
Но журнал ведь не будет брать подобные работы, какими бы блистательными
они ни были — у него совсем иной формат! Здесь важен нравственный
посыл, стремление людей друг к другу, ведь «Фома» людей соединяет!
Такова позиция журнала — дать на своих страницах людям возможность
общаться, дискутировать, стремиться к взаимопониманию.
Аналогичный диалог может быть и в фотографии. Автор может быть
верующим, неверующим, ищущим, сомневающимся, но принцип отбора снимков
тот же, что и материалов для журнала. Он основан на том смысле и свете,
который передает фотообразу художник. И еще очень важно — отделить
непрофессиональное (например, лубочное) от высокохудожественного. И тут
уже подключается оценка с позиции вкуса, взгляда, мировоззрения,
таланта, способности увидеть.
В искусстве, по-моему, не должно быть прямолинейности. Смысл его
— показать второй план этой видимой жизни и передать отношение автора к
нему. Мне кажется, что у православного художника взгляд на мир должен
быть намного шире и добрее. Это и включает в себя понятие соборности. И
если говорить о терминологии, то стремление поставить «последнюю точку»
в названии, обозначив выставку «православной» — явление исключительно
сегодняшнего дня. И это пройдет.
Фото Мадины Астаховой