«Может быть,
верующему художнику следует заниматься иконописью, но я человек
светский, и мой путь оказался связанным с литературой, театром и
детской мультипликацией. Хотя я воцерковился в зрелом возрасте, в моей
семье всегда были живы православные традиции, так же как и любовь к
нашему замечательному искусству и литературе — Гоголю, Пушкину,
Салтыкову-Щедрину, Чехову. И, размышляя над их книгами, работая над
иллюстрациями, я пытаюсь честно в чем-то разобраться, что-то понять и в
них, и в нашей жизни, и в себе самом, конечно. Это же очень непростая
литература, порой противоречивая, там есть и горечь, и печаль, и
радость, и едкая ирония, и сатира. А ведь, если вдуматься, только
великий народ может позволить себе смеяться над самим собой», —
наверное, с этих слов Сергея Александровича Алимова как с эпиграфа
следует начать рассказ о его долгом и плодотворном творческом пути.
Алимов начинал как художник-постановщик на студии
«Союз-мультфильм». Выпускник знаменитой МСХШ, он продолжил свою учебу
во ВГИКе у таких замечательных мастеров, как И. П. Иванов-Вано и Ю. И.
Пименов. Дебютом в этом жанре для художника стал мультфильм «История
одного преступления». Уже в этой первой работе проявился художественный
почерк будущего мастера, полный графической остроты и изящества в
сочетании с тонкой иронией и гротеском, сразу полюбившийся и
запомнившийся зрителям.
На студии Сергей Александрович в содружестве сначала с Ф.
Хитруком, а позже с В. Караваевым создал целый ряд замечательных
мультфильмов, получивших множество престижных премий за рубежом,
включая призы кинофестивалей в Венеции, Оберхаузене и Сан-Франциско.
Это были и экранизации классики («Премудрый пескарь»), и сатирические
злободневные темы («Человек в рамке»), и, конечно же, сказочные детские
сюжеты (знаменитые «Каникулы Бонифация», «Топтыжка»).
Но одновременно с этим художника захватила и другая любовь, вскоре вытеснившая мультипликацию, — книжная иллюстрация.
Рисунки Алимова к «Мертвым душам», «Петербургским повестям» Н. В.
Гоголя без преувеличения можно назвать хрестоматийными. В случае с
«Мертвыми душами» — это литографские листы, плотно и скупо
скомпонованные, сфокусированные, как и в самом тексте поэмы, на
персонажах: Собакевиче, Ноздреве, Манилове, Чичикове, чьи образы даны
художником в предельно гротесковой манере. Черно-белая аскетичная гамма
придает работам высокую степень выразительности и вместе с тем словно
вводит их в диалог с работами предшествующих иллюстраторов Гоголя: с
Боклевским, Агиным, Лаптевым и другими. Способность поддерживать беседу
как с самим произведением и его духом, так и с изображаемой эпохой
характерна и для других книжных работ Сергея Александровича. Таковы его
серии работ и к «Крошке Цахесу» Гофмана, и к «Приключениям барона
Мюнхгаузена» Распе, и к рассказам Чехова, и, конечно же, известнейшие
иллюстрации к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина и «Мастеру и
Маргарите» Булгакова.
В мае прошлого года в Центральном Доме художника прошла
ретроспективная выставка к 70-летию Сергея Алимова. Здесь, помимо
известных и полюбившихся эскизов к мультфильмам и книжных иллюстраций,
зрители могли увидеть и немало совершенно новых работ.
Удивительно, как много успевает мастер! Книги, спектакли, работа
со студентами во ВГИКе, участие во всех крупных выставках — такое
впечатление, что у Сергея Александровича нет ни секунды отдыха. Он, как
и его собственный герой лев Бонифаций, готов трудиться даже в каникулы,
ведь нет лучшего отдыха, чем любимое дело.
Улыбаясь, Алимов говорит, что, если подумать, то история,
рассказанная в «Каникулах Бонифация», — это сказка с совершенно
христианским смыслом и подтекстом, повествующая о любви и
самопожертвовании, о добре и радости созидания. И, глядя на работы
Сергея Александровича, общаясь с ним и его творчеством, нельзя не
почувствовать эту радость и чудо встречи с настоящим искусством.
Эскиз к мультфильму "Каникулы Бонифация".
Бум., гуашь. 1965-1998г.
Иллюстрация к "Приключениям Мэри Поппинс" П. Треверс
Бум., гуашь, 1996 г.
Эскиз для мультфильма "Мастер и Маргарита" по мотивам романа М. Булгакова
Бум., гуашь, 2002 г.
Эскиз для мультфильма "Мастер и Маргарита" по мотивам романа М. Булгакова
Бум., гуашь, 2002 г.
Иллюстрация к книге "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Э.Т. Гофмана
Бум, гуашь, 1994 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.