Что означает обычай освящения меда, яблок и орехов? Не язычество ли это?
Освящение плодов — обычай, очень глубоко укорененный в Священном Писании. Как говорится в библейской книге Исход, начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх 23:19).
Следуя этому обычаю, мы исповедуем нашу веру в Бога как в Подателя всех
благ и, в частности, пищи. Предназначение еды — не только утолять
голод, но и вести нас к богообщению. Освящая плоды, мы признаем, что
мед, яблоки и орехи — дар Бога, проявление Его отеческой щедрости,
слова Его любви, ставшие для нас пищей. Мы находимся в Его мироздании,
сидим за Его столом и принимаем угощение, приготовленное Его руками.
Как сказал один благочестивый человек, «хлеб, который ты ел сегодня
утром, Бог готовил всю ночь».
Поступая так, мы исповедуем Божью заботу о творении: энергия, которая
выделяется в недрах солнца, изливается на землю, реки текут, дожди
проливаются, плоды произрастают, люди трудятся, и через все это Бог
подает нам хлеб наш насущный.
Как Пророки понимали, что им пришло откровение именно от Бога, а не от диавола?
Писание дает ясные признаки для отличения истинного пророчества от
ложного. По меньшей мере, слова истинного пророка должны сбываться: И
если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь
говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и
не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк
по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:21, 22). Однако
этот критерий недостаточен, есть и более важный: Бог не противоречит
самому Себе; между подлинными пророками существует преемство в учении. Если
восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение
или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и
скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем
служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего (Втор 13:1-3).
Можно ли считать, что 5508 год до Рождества Христова — это не дата
сотворения мира, а просто точка отсчета, с которой древние стали
фиксировать время?
Священное Писание не сообщает нам даты сотворения мира. Люди по-разному
пытались ее определить исходя из своей интерпретации библейских
текстов. Ни одна из этих датировок не рассматривается Церковью в
качестве обязательной. Догматом веры является сам факт творения мира
Богом, а не его точная дата или продолжительность, тем более что,
согласно Библии, Божий календарь не совпадает с нашим: У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет 3:8).