У меня два
полуторагодовалых сына-близнеца. И хотя они прекрасно понимают:
«можно-нельзя», «хорошо-плохо», но оба чрезвычайно любопытны и
непосредственны. Иной раз приходится быть строгой, но на повышение
голоса один — замыкается, а второй — дурачится. Самое сложное —
запретить баловаться за едой. Как договориться с такими малышами без
обид? И какое поведение за едой для таких крох считается нормой, а что
уже за гранью дозволенного?
Елена РАГУЛИНА
Отвечает психолог Татьяна Дорофеева, Санкт-Петербург:
Обычно мам расстраивает то, что малыши плохо и неаккуратно едят,
разбрасывает еду и капризничают. Но ведь главным для детей такого
возраста является изучение всего вокруг и желание быть хозяином
положения. Ведь раньше они не умели ходить, ни в чем не участвовали,
потому теперь их основная задача — наверстать упущенное. Чаще всего
мамы во время еды стараются как можно быстрее накормить ребенка и
сделать так, чтобы было чисто, быстро и полезно. Но тогда ребенок
лишается возможности изучать еду. Но именно с 9 месяцев дети так и
норовят пощупать то, что едят: размазать по тарелке, раскрошить,
сломать, испачкать руки, а потом их облизать — все это стадии изучения
мира, и они неминуемы. Детям нравится изучать разные по консистенции,
температуре и фактуре среды, и очень важно позволять им это делать,
причем реагировать нужно спокойно. Ведь в эти минуты ребенок чувствует
себя творцом. И если на действия малыша эмоционально не реагировать, то
стадия эта проходит быстро. Здесь полезно рассказывать ребенку про то,
что он ест, то есть изучать вместе с ним содержимое тарелки. Например,
делать вместе забавные бутерброды. Не стоит долго сидеть за столом и
заставлять малыша кушать под мультики и книжки. Надо научиться
распознавать, что и как ребенок хочет покушать, и быть чуткими к его
настроениям, поскольку еда, которую заставили есть силой, не всегда
бывает на пользу.