Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2009
НА САМОМ ДЕЛЕ. Послушание Христа
В
Священном Писании Господь говорит о Себе как о смиренном исполнителе
воли Отца, говорит: «Отец мой более Меня». Так почему же Церковь
настаивает на Его равенстве с Отцом?
Сын действительно по природе равен Отцу, и
упомянутые слова Евангелия относятся к Его личному смирению, а не к
какой-то «низшести» по природе. Рассмотрим, например, часто упоминаемый
стих: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор 11:3).
Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное
послушание. Значит ли это, что жена — существо низшее по природе по
отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек, сотворенное
существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание — не
свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения.
В другом месте Апостол говорит: Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил 2:3).
Христианин должен почитать брата большим, чем он сам. Исповедует ли он
себя при этом каким-то «недочеловеком»? Нет, конечно. Он должен
поступать так «по смиренномудрию», а не потому, что он низший по
природе. Так, послушание, признание другого высшим себя вполне может
быть проявлением любви и смирения со стороны равного.
Именно таково послушание Иисуса — это послушание не того, кто
ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет
прославить не Себя, а Отца, это проявление не более низкого статуса, а
морального совершенства Его личности. Сын Божий, равный Отцу и совечный
Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»: Он,
будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но
уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам
и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти,
и смерти крестной (Фил 2:7-8).
Священное Писание — и когда оно говорит о божестве Иисуса, и когда
оно говорит о Его смиренном послушании — описывает одну и ту же
реальность: Сын Божий, совечный Отцу и равный Ему, добровольно уничижил
Себя Самого и смиренно исполнил волю Отца, до смерти, и смерти
Крестной, чтобы искупить нашу гордыню и наш мятеж.