Более 3 миллионов квадратных километров — такова территория Якутской епархии, едва ли не самой
большой в мире. Огромная часть ее лежит за Полярным кругом или находится в зоне вечной мерзлоты.
Здесь начинались полярные экспедиции, здесь открывали месторождения руд и алмазов, здесь прославились великие христианские миссионеры. Три столетия назад якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи и другие народы Севера стали исповедовать Христа. В наши дни православная вера разгорается здесь с новой силой.
Республика Саха (Якутия) занимает площадь в 3 млн 103,2 тыс. квадратных километров — то есть примерно шесть Франций или тринадцать Великобританий. Якутия лежит в трех часовых поясах.
Республика Саха — демократическое, правовое государство в составе Российской Федерации.
Государственные языки — якутский и русский, а эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский и чукотский имеют статус местных официальных языков.
601 из 676 населенных пунктов Якутии — сельские, однако 65% якутян проживают в городах и рабочих посёлках, из них 25% — в столице. В улусах, расположенных в самых экстремальных природно-климатических условиях, плотность населения — всего 0,01-0,08 человека на один квадратный километр. Этнический состав населения, по данным переписи 2002 года: 45,5% — саха (якуты), 41,1% — русские, 3,6% — украинцы, 1,9% — эвенки, 1,2% — эвены, 1,1% — татары, 0,7% — буряты.
Более 2/5 территории республики находится за Северным полярным кругом. Почти вся материковая территория Якутии — зона сплошной вечной мерзлоты с резкоконтинентальным климатом. Температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой –50°. В районе Оймякона, где находится полюс холода в Северном полушарии, температура опускается до –70°С.
В нынешнем году Якутия отмечает 375-летие присоединения к Российскому государству. Датой вхождения Якутии в состав России считается 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог, из которого впоследствии вырос Якутск. В городе есть маленькая улочка, названная в честь Бекетова. Им были также основаны города Жиганск, Чита, Нерчинск, открыты серебряные месторождения на Нерчи.
Якутск — город первопроходцев. Отсюда в экспедиции для освоения новых территорий Дальнего Востока и северо-востока Азии уходили Семен Дежнев, Владимир Атласов, Иван Москвитин, Василий Поярков, Ерофей Хабаров и многие другие. Они открыли пролив между Азией и Америкой, Камчатку, реку Амур, берега Северного Ледовитого и Тихого океанов. В Якутске в разное время побывали Витус Беринг, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин, Фердинанд Врангель, Эдуард Толль, Иван Черский, Иван Гончаров и другие крупные учёные, путешественники, писатели.
Первым русским, женившимся на якутке, был знаменитый казак Семен Дежнев, в честь которого назван самый восточный мыс России. Он первым обогнул Северо-Восточную Азию (1648) и открыл пролив между Азией и Америкой. История любви Дежнева удивительная: заключить брак с якутской женщиной было в те времена непросто, требовалось специальное разрешение из столицы. Дежнев написал прошение царю, получил разрешение на брак, его будущую супругу окрестили, состоялось венчание. Затем Дежнев ушел в поход по реке Оймякон — думал, что на год, но вернулся лишь через двадцать лет. К тому времени у него уже вырос сын (он служил в казачьем войске), а супруга его скончалась, не дождавшись мужа. В Якутске Дежневу, его жене и сыну поставлен памятник.
Первой женщиной, участвовавшей в арктической экспедиции, стала Татьяна Прончищева (1713-1736), супруга командира Василия Прончищева. Их отряд шел по полуострову, впоследствии названному Таймыром. На небольшом деревянном судне команда добралась до устья реки Оленёк, почти достигла самого северной оконечности материка (впоследствии мыс Челюскина). В глухие льды, где побывал Прончищев, потом еще сто лет никто не мог зайти. Скорее всего, Прончищев умер от гангрены, начавшейся вследствие перелома ключицы. Его супруга Татьяна умерла спустя несколько дней, не выдержав разлуки с мужем. Их могила по сей день остается почитаемым местом.
Дело Прончищева завершил его штурман Семен Челюскин. Он достиг мыса, который теперь назван его именем, задокументировал его, нанес на карту координаты, вернулся в Якутск, потом в Петербург. В столице ему не поверили: считалось, что дойти до этого мыса невозможно. Челюскина обвинили в обмане. Он скончался в Петербурге, в полной нищете. Через сто лет новая экспедиция дошла до открытого им мыса, сверила координаты и с удивлением констатировала, что первопроходец был прав.
Пешком с обозом, в пятидесятиградусный мороз, с Колымы в Якутское миссионерское училище пришел мальчик, впоследствии иеромонах-якут Алексий (Оконешников) (1873 — 1910). Через несколько лет направили в Казанскую духовную академию, по окончании которой он был взят священником на военный корабль «Рюрик». Это судно геройски погибло в Русско-японскую войну. Отцу Алексию как священнику разрешили вернуться на Родину. Он написал подробное донесение: почему был проигран бой, какие ошибки допустило руководство нашего флота, что нужно менять в вооружении и оснащении кораблей. Отца Алексия приняли в Петербурге, наградили золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, а про донесение «забыли». Тогда он дал интервью петербургским газетам, где обличил несостоятельность военно-морского руководства. Через несколько дней георгиевский кавалер уже ехал в сибирскую ссылку. Скончался он в Томске.
Якутская письменность появилась благодаря православным миссионерам. В 1812 году в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке — «Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения». В 1819 году священник Олекминской Спасской церкви Георгий Попов впервые составил якутский алфавит. Главная же заслуга — перевод Писания — принадлежит святителю Иннокентию, просветителю народов Сибири и Америки. По его инициативе в 1853 году был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык. Над переводами трудился и его сподвижник, протоиерей Дмитрий Хитров (будущий епископ Якутский и Вилюйский Дионисий), который составил первую «Краткую грамматику якутского языка» (1858).
В 2004 году в Москве вышел новый перевод Священного Писания на современный якутский язык. В проекте Института перевода Библии принимали участие якутские переводчики М.Алексеева, А.Шапошникова, богословский редактор Саломия Леонтьева, филологический редактор, доктор филологических наук Н.Ефремов. Литературное редактирование осуществил народный писатель Якутии Дмитрий Конович Сивцев — Суорун Омоллоон.
Единственное в мире место компактного проживания эвенков находится в южной Якутии — это поселок Иенгра. Здесь живут 1263 эвенка. Они разводят оленей и серебристых черных лисиц. Вся жизнь эвенков связана с оленями. Здесь говорят: «Земля кормит оленей, олени кормят нас», «пока жив олень, жив и человек». Глава администрации села,
Альбина Завьялова — представитель одного из старейших родов села, потомок Улукиткана — легендарного эвенка, знатока тайги, о котором писал в своих книгах советский писатель Григорий Федосеев.
Самая северная в мире православная церковь построена в начале XIX века и находится в Аллаиховском улусе, в местечке Станчик, на 71 градусе северной широты.
За 14 лет в Якутии
построено и восстановлено 24 храма. Как и другие здешние постройки, они стоят на сваях.
Когда в 1993 году при поддержке первого президента Республики Саха Михаила Николаева была возрождена Якутская епархия, в ней действовало лишь три храма. В церковных лавках не было ни духовной литературы, ни крестиков для крещения. «В одни руки» выдавали только две свечки.
Сегодня в епархии 52 прихода, в Якутске есть женский монастырь. Работают Якутское епархиальное духовное училище, 18 воскресных школ, православная гимназия в городе Мирный. В штате епархии 27 священников и 6 дьяконов. Ежемесячно выходит епархиальное издание «Православный вестник», издается молодежная православная газета «Логос».
В Мирном на городском кладбище есть часовня апостола Андрея Первозванного. Ее поставили на частные пожертвования, бóльшая часть которых принадлежала
предпринимателю Андрею Ямбогло. Информация о строительстве часовни была на местных радио и ТВ-каналах. Народ откликался. «Кто-то забор пожертвовал, кто-то бордюр, — вспоминает
иеромонах Серафим (Рошка). — Так и собирали всем миром. Для меня эта часовня — символ совместного труда Церкви как общины».
Директор Ленской школы №4 Марина Иванова проводит для своих учеников факультативные встречи со священником. На вопрос: «Почему?» она отвечает: «Главной мотивацией для меня стало заявление самих ребят: «Мы — христиане». Эти занятия необязательны, я никого не неволю, но они приходят! Далеко не все они — из верующих семей. Но когда священник просто и понятно, без нравоучений, но с уважением начинает с ними говорить о самом главном, кто-то из них, я надеюсь, задумывается о вере всерьез».
В поселке Беченча (Ленский район) на месте храма, разрушенного в 30-е годы, летом был установлен поклонный крест. Его несли на своих плечах священник Анатолий Астафьев и зам. главы администрации Ленского района Александр Саморцев. На молебне в тот день были и крещенные накануне беченчинцы. Впервые за 80 лет в этих местах было совершено Таинство Крещения…
Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский, жил в Якутске в 1852 — 1860 годах. Он был выдающимся миссионером: переводил книги Священного Писания на якутский и тунгусский языки, строил храмы, открывал и благоустраивал приходы, церковно-приходские школы, опекал сирот... К 1865 году в епархии насчитывалось уже 65 церквей (не считая монастырских) и 80 часовен. Владыка служил также на Аляске и стал просветителем алеутов.
В 2007 году отмечается 210 лет со дня рождения и 30-летие со дня прославления в лике святых святителя Иннокентия (Вениаминова).
16 — 17 тысяч километров — таков был ежегодный путь, совершаемый первым архиереем самостоятельной Якутской епархии, епископом Дионисием (Хитровым). Этот миссионер, 43 года (с 1841 по 1883 гг.) служивший на Якутской земле, пока не прославлен в лике святых, хотя сам святитель Иннокентий ставил преосвященного Дионисия весьма высоко. Он начал служение в 1844 году, священником походной миссионерской церкви в Якутской области. Изучал язык, обычаи и нравы якутов, что позволило ему заняться переводом священных и богослужебных книг. Под его руководством и при поддержке святителя Филарета Московского были отпечатаны на якутском языке книги Нового Завета, Бытие и Псалтирь, богослужебные книги и грамматика.
Он исходил буквально всю Якутию: пешком, на собаках, оленях, лошадях… В утлых лодках пускался в плавание по рекам и Ледовитому океану. Чукчи выстраивались к нему за благословением в длинную очередь, и два-три часа кряду владыка на морозе в минус 50-55 градусов, без рукавицы, благословлял свою паству.