Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2007

Вячеслав Штыров
СВЕТ РАЗУМА

СВЕТ РАЗУМА Для жителей северной республики сентябрь нынешнего года особый — 375 лет назад отряд Петра Бекетова заложил Ленский острог, на месте которого потом построили город Якутск. Вслед за ним появились десятки острогов и зимовий — форпосты освоения новых территорий на северо-востоке Азии. Со временем вся территория нынешней Якутии вошла в состав Российского государства. Из Якутии служилые люди проникли в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток и присоединили к России и эти территории.

Русские селились среди коренных народов Сибири и начинали устраивать естественную для себя жизнь, стержнем которой была вера во Христа. Именно Православие смягчало сердца наших предков, призывало любить всех независимо от национальности, вероисповедания, социального положения, что способствовало сохранению и расцвету исконной культуры коренных народов Якутии.
Православие никогда не раскалывало народы — наоборот, соединяло. У каждого малого народа (а таких на Севере много) были своя вера, свои традиции. Единая религия позволила объединить людей. Православные миссионеры несли добро, учили христианским ценностям. Оказалось, что традиционное восприятие мира жителями Севера было глубоко нравственным, что позволяло им легко принимать христианство. Они охотно крестились, продолжая соблюдать при этом и свои народные обычаи. К 1732 году (менее чем за сто лет!) Якутия уже на 99% была крещена.
Хочу процитировать народного писателя Якутии, почетного гражданина республики Дмитрия Сивцева — Суоруна Омоллона: «Не открою большого секрета в том, что христианство, прежде всего Православие, более всего терпимо к языческим традициям и ничего от этого не теряет. Сила его в проповеди в утверждении любви, воспитании совести. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, очеловечивает ее».
Коренные жители до сих пор придерживаются православного хозяйственного календаря. К примеру, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, для народа саха начинается лето.
Благодаря православным миссионерам коренное население региона — якуты и другие северные народы — приобщилось к письменности, просвещению. В первой четверти ХIХ века на основе кириллицы был создан якутский алфавит и напечатана первая книга на якутском языке.
Разве можно забыть о том неоценимом вкладе в культуру якутов, юкагиров, чукчей, эвенов, эвенков, который внесли многие выдающиеся православные миссионеры: протоиерей Димитриан Попов, епископы Дионисий (Хитров), Иаков (Домский), Мелетий (Якимов) и другие? Они способствовали созданию якутского письменного языка, распространению грамотности и здорового образа жизни среди местного населения, боролись с проказой, открывали школы, училища, сиротские дома, библиотеки, музеи, строили храмы.
Широко будет отмечаться и еще один юбилей — 210 лет со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки. Для Якутии это событие особенное, ведь святитель Иннокентий шесть лет руководил Якутской епархией. При нем впервые были изданы книги на местных языках, переведено Евангелие. В 2006 году народный эпос Олонхо был признан шедевром мирового творчества, а сохранился он благодаря тому, что появилась письменность, которую распространяли служители Православной Церкви.
1 августа 1859 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, святитель Иннокентий впервые совершил службу на якутском языке. Прихожане были поражены этим событием: «Бог говорил с нами на нашем языке». По просьбе местных жителей (они обратились к владыке со специальным письмом) и по его благословению, этот день был признан национальным праздником.
Осенью в Москве пройдет научно-историческая конференция, в рамках которой планируется установить памятник святителю Иннокентию, сидящему в окружении ребятишек разных национальностей. Это те народы, которые он собрал вокруг себя, неся слово Божие не только в Якутии, но и на Камчатке, на Аляске.
В октябре, во время Дней Якутии в Москве, в Храме Христа Спасителя состоится богослужение, на котором часть песнопений и молитв прозвучат на якутском языке.
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба