Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2007

Марина ЖУРИНСКАЯ
ОБ УДАЛЕНИИ В ПУСТЫНЮ

ОБ УДАЛЕНИИ В ПУСТЫНЮ Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу.
Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?


Самое краткое Евангелие — от Марка, поэтому попытаемся вспомнить один из важнейших эпизодов земной жизни Спасителя, следуя именно этому Евангелию.
После того как Иоанн Предтеча крестил Христа в Иордане, Тот удалился в пустынные земли Заиорданские, где пробыл в молитве и посте сорок дней. И диавол искушал Его. Но служили Ему ангелы (Мк 1:12–13).
В пустыню же удалялся и Иоанн Креститель, начиная свою проповедь покаяния (напр., Мф 3:1). Пророк Илия удалялся в пустыню, где его кормили вороны (3 Цар 17) и ангел (3 Цар 19).
Не следует забывать, что и Израиль при исходе из Египта шел по пустыне сорок лет, претерпевая множество опасностей и невзгод. Но слава Господня сопровождала его в виде дымного столпа днем и огненного ночью (Исх 14).
При всем различии этих эпизодов Священной истории нечто общее все же наблюдается. Удаление в пустыню происходит в момент высокого духовного напряжения: Илия вопрошал Бога о том, правильно ли он понимает свою миссию, не взял ли он ее на себя самовольно, а в таком случае лучше бы ему умереть. Кажется, это единственный из праведников, просивший смерти —
и единственный (кроме древнего Еноха), кто был взят на небо живым; таков был ответ на его смятенное вопрошание. Иоанн Предтеча знал, насколько тяжкая ноша ему выпала: в общине, где ожидание Мессии было затемнено суетными напластованиями и становилось просто благочестивой привычкой, о смысле которой не задумывались (очень немного оставалось верных!), он должен был возвестить не только пришествие Царя и Бога, но и необходимость покаяния как обязательного условия для тех, кто хочет Его познать и принять. Христос же, Единый безгрешный, добровольно взял на себя немыслимое бремя человеческих грехов и должен был нести его даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:8).
Таким образом, удаление в пустыню — это внешний образ духовного борения, когда в тишине и одиночестве, вне всякой «социальной» суеты, человек предстает перед своей совестью, которая есть голос Божий в человеке, — и все силы зла ополчаются на него; но одновременно он предстает и перед Самим Богом. Одинокий, нуждающийся в пище, питье, одежде и крове, он устремляет к Богу все свои надежды — и получает благодатную поддержку.
Вспомним еще массовый исход в пустыню монашествующих в IV в., когда образовалось множество обиталищ отшельников близ древних Фив; эта область называлась Фиваида, и это слово стало символом отшельничества, — недаром монастыри русского севера называют северной Фиваидой. Вспомним и преподобную Марию Египетскую, которая, увидев воочию бездну своей греховности, удалилась в пустыню на долгие десятилетия; палящее солнце при отсутствии возможности укрыться, крайняя скудость пищи и глубокое покаяние буквально выжгли ее грех.
Образ удаления в пустыню — это образ предельной (а подчас и запредельной) внутренней честности и открытости перед лицом Божиим. ■
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба