Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2007

Михаил ТАРУСИН, руководитель сектора социологии Института общественного проектирования
ШУМИМ

ШУМИМ Дискуссия «лето-2007» о целесообразности школьного предмета «основы православной культуры» печальна. Дело не в десяти ученых старцах, обошедших все кузницы и написавших, в итоге, одно письмо. Дело в том, что такая дискуссия в обществе актуальна, и печально именно это. Я не могу представить себе сегодня цивилизованную страну, где сегодня такая дискуссия могла бы привлечь чье-то внимание. Разве что в Северной Корее или на Кубе, впрочем, на Кубе социализм прекрасно уживается с католичеством (и вудуизмом заодно), а в Северной Корее все настолько заняты освоением религии «чучхе», что на другие внимания не обращают.

Весь разумный мир обучает детей вере, в форме, традиционной для той страны, где они родились. Мало того, два года назад парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Образование и религия», предполагающую расширение преподавания религиозных дисциплин в школах европейских стран. И на потеху этому миру мы устроили жаркий спор совершенно в духе диспутов 20-х годов прошлого века. И, естественно, вынуждены дискутировать с оппонентами, чьи доводы по мощи сопоставимы с теми, столетней давности. Так какие же они, эти аргументы?
Первый. Не хочу. Не желаю, и всё тут. Я свободный человек и имею право свободного выбора.
Второй. Где равноправие? Отчего это православию такой карт-бланш? Тогда уж извольте вводить основы и католичества, и кальвинизма, и буддизма, и иудаизма, и шаманизма и, заодно, сатанизма, буде он у нас представлен своими адептами.
Третий. Введением этого предмета вы раздуете пожар межнациональной и межрелигиозной вражды, причем в школах, а оттуда перекинется на всю страну.
Четвертый. У нас Церковь отделена от государства, как это вы в государственных школах церковное преподавание хотите вводить? Или на Конституцию замахиваетесь?
Пятый. Сначала дети должны вырасти, а потом уж сами решать, в какую религию им податься и податься ли вообще. А нравственное воспитание должно происходить в семьях, для того они и есть.
Вот, примерно такой набор, если что упустил, простите, в голове это укладывается плохо. Ну, что на это ответить? Ну, что?
Я давно подметил, что противники православия часто говорят о том, что они, де, должны иметь «свободу выбора», прикрывая этой «свободой» собственную душевную леность. Путь к Богу очень труден и, часто, первые шаги невыносимы. Вот и не хочется. И за левым плечом, кстати, шепчут про «общечеловеческие ценности».
То же относится к «равноправию». Ох, лукавый довод! Ведь, сколько ни вводи разных «Основ» измученный МинВУЗ, всё окажется, что кого-нибудь забыли. Но даже, если учтем всех самых диких сектантов, тут-то сработает третий аргумент и возгорится пожар в школах и раздуется по всей стране. Но неужто невдомёк оппонентам, что Православие является неотъемлемой и составной частью национальной русской культуры, истории, развития государственности, общества? Быть не может. Знают, конечно, что никакого «равноправия» тут нет. Как знают и то, что именно Православие способствовало мирному уживанию в Российской Империи многих народов и что только Россия являет собой пример миру пятисотлетнего добрососедства христианства и ислама.
Так что не раздуется пожар. Искры не будет. Зато сотворим страшное преступление — Конституцию нарушим. Да, Церковь у нас отделена от государства. Но кто скажет мне, что Православие отделено от государства? У кого язык повернется? Вот стоит же Старая площадь в полном почти составе в Храме Христа Спасителя. Никто же их оттуда за шиворот не выволакивает. И никто не скажет, что русский язык у нас отделен от государства. Или история отделена от него же. Или речь идет о том, чтобы подчинить школы в стране Московской Патриархии (думаю, долго бы крестились наши иерархи при мысли о такой возможности)? Нет, речь идет о возвращении в школы Православия, как неотъемлемой части русской культуры. Так что родимая Конституция и её верные стражи могут спать спокойно.
Но не спится нашим оппонентам. В искренней заботе они о детях, которых пичкают много чем, лишая тем самым самостоятельного нравственного выбора. Кто-то в «ящике» так и сказал однажды: «Вот вырастут, сами решат, что хорошо, а что плохо». Так что, если и придет «кроха-сын к отцу» и спросит, «что такое хорошо, а что такое плохо», мудрый отец должен ответить: «Вырастешь, сам решишь».
Но каково будет обществу, когда кроха превратится в амбала? Никаких гарантий, совершенно никаких. Впрочем, в семьях действительно должен идти процесс нравственного созревания личности. А знаете, сколько у нас в стране «неблагополучных семей»? Далеко не во всех вечером играют на фортепьянах и читают вслух «Историю» Карамзина. Впрочем, и в таких семьях нет-нет да и появляются Иваны Карамазовы, додумавшиеся до того, что «если Бога нет, то всё можно».
Пытлив русский интеллигент. Вот додумались же до диссидентства, так теперь, какая ни власть на дворе — насмерть на своем стоят, не сдвинешь. Что против Советской власти, что против Бога — главное в принцип войти. В принцип отрицания. Был такой полковник Кошкарев, во 2-м томе «Мертвых душ», так он считал, что стоит мужиков в немецкие штаны одеть, так науки в России возвысятся и искусства расцветут. Мне почему-то кажется, что, если б речь шла о введении в российских школах «основ католичества» или «основ протестантской этики», шуму было бы гораздо менее. А так, помните, Репетилов Чацкому говаривал: «Шумим, братец, шумим!»
Шумим и мы. Что ж поделать. Только обидно, им-то это вещь привычная, а тут много иных дел, за этим шумом отложенных. ■
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба