Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2007

Светлана ЗУБАНОВА, доктор исторических наук, профессор кафедры теологии, начальник учебно-методического управления РГСУ, Москва
ТЕОЛОГАМ НЕ В ЧЕМ ОПРАВДЫВАТЬСЯ

ТЕОЛОГАМ НЕ В ЧЕМ ОПРАВДЫВАТЬСЯ В письме академиков меня особенно поразило представление уважаемых ученых о теологии. По их мнению, введение дисциплины «теология» и, следовательно, образование кафедр теологии в нашей стране вызвано насильственной клерикализацией общества под воздействием Церкви. На самом же деле, наши нобелевские лауреаты, похоже, просто не знают ситуации, сложившейся в российской высшей школе. Позволю себе как председатель Государственной аттестационной комиссии по теологии некоторых российских ВУЗов, в частности, — Тульского государственного и Рязанского государственного университетов, рассказать о реальном положении теологии в современной России.

Прежде всего, вовсе не только влиянием Церкви вызвано желание государства ввести образовательный стандарт по теологии. Три года назад Россия присоединилась к Болонскому процессу с целью создания с европейскими странами единого образовательного пространства. Обозначен и срок полного вхождения России в единое пространство высшего образования — до 2010 года. После этого российские студенты смогут получать признанные в 46 странах континента дипломы бакалавров и магистров, а дипломы иностранных бакалавров и магистров будут автоматически признаны у нас.
Но практически все государственные университеты Европы имеют теологические факультеты, и, кроме того, вертикаль теологического образования в них завершается докторантурой и присуждением степени «доктор теологии». Российским ВУЗам до этого далеко! Однако, правительственные соглашения подписаны, курс на «болонизацию» взят, и нам просто необходимо стремиться соответствовать европейским стандартам. Этого требует не Церковь, а сама по себе реформа образования и Болонский процесс. Иначе сложится парадоксальная ситуация, при которой дипломы иностранных теологов мы будем признавать, а дипломы собственных — нет.
Государственные университеты, имеющие самые известные теологические факультеты находятся по всей Европе: во Франции (Страсбург, Тулуза), в Польше (Любляна), в Швейцарии (Женева, Лозанна, Люцерн, Невшатель, Фрайбург, Берн, Базель, Цюрих), в Болгарии (София), в Бельгии (Брюссель), в Эстонии (Тарту), в Германии (Бонн, Баден-Вюртемберг, Лейпциг, Тюбенберг, Берлин, Марбург), в Финляндии (Хельсинки), в Дании (Копенгаген), в Австрии (Вена).
В Оксфордском университете теология является одной из самых престижных базовых специальностей, за ней по степени престижности следуют: история, классическая филология, юриспруденция, далее — весь комплекс естественных наук. В мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что теология наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук составляют фундамент национального гуманитарного образования. У нас же одним из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, является неверное трактование понятия «светское образование».
С точки зрения конституционного права, светское образование — это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам. И такой социальный заказ в современной России уже есть, причем он вовсе не был создан искусственно или насильно.
Богословская наука, пребывавшая в России три четверти ХХ столетия в совершенном забытьи, стремительно завоевывает позиции на международном уровне и чрезвычайно нуждается во всемерной поддержке как со стороны Церкви, так и со стороны российского государства и общества. Несмотря на многочисленные трудности, в настоящее время в российской высшей школе теологов готовят уже в 36 вузах, из которых 21 — государственные университеты. И количество желающих получить теологическое образование год от года возрастает. Конкурс при поступлении на кафедру теологии ТГУ увеличивается ежегодно: с 1,5 человек на место в 2001 году до 8 человек на место в 2005 году. А в 2007 году конкурс на направление подготовки «теология» составил 16 человек на место (причем, набор осуществляется практически полностью на обучение по контракту).
Дипломные квалификационные работы выпускников этих кафедр теологии отличает высокий научно-теоретический уровень. Исследования по библеистике, иконописи, истории церкви, религиозной философии зачастую отвечают уровню кандидатской диссертации. Но при этом защитить кандидатскую или докторскую диссертацию по теологии в России все еще невозможно! Магистр или кандидат богословия в сегодняшней «светской» высшей школе зачастую квалифицируется не как доцент или старший преподаватель, а как преподаватель-ассистент. К примеру, принятый на работу в ВУЗ священник с дипломом кандидата богословия, выданным Духовной академией, не получает надбавок за ученое звание и степень. Возможная модель, позволяющая исправить положение с педагогическими кадрами по конфессиональным дисциплинам, видится в официальном признании дипломов духовных академий.
Очевидно, что искреннее желание значительной части наших соотечественников обучать детей в средней и высшей школе теологии — это естественное и самостоятельное волеизъявление граждан, а вовсе не насильственная клерикализация общества, как это пытается доказать уважаемый академик В. Гинзбург. Стоит только один раз побывать на защите квалификационных работ на кафедрах теологии в университетах Москвы, Рязани, Тулы и других городов, увидеть этих интеллигентных, красивых, европейски образованных молодых выпускников-теологов, чтобы понять, насколько не соответствуют истинному положению дел слова наших выдающихся ученых. ■
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба