Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2007

РАССЕЯТЬ БЕСПЛОДНЫЕ СТРАХИ
Просмотров: 5133

Недавно российскую общественность всколыхнуло письмо, направленное президенту страны десятью академиками РАН, двое из которых, Виталий Гинзбург и Жорес Алферов — лауреаты Нобелевской премии. Главной темой послания стал протест против растущей, по мнению авторов, «клерикализации» общества.

В письме академиков был затронут целый ряд тем, сложно взаимоувязанных друг с другом. Это не только вопрос о роли Церкви в современной России, не только проблема введения в школе «Основ православной культуры», или «Закона Божия», как называют этот предмет авторы-академики и их сторонники. Понимание роли науки и смысла научного мировоззрения в современном мире, вопрос о дисциплине «теология» и ее задачах; наконец, просто представление о том, что такое православная вера сегодня — все это нашло свое отражение в «письме десяти». Как должны взаимодействовать вера и наука? Какова их роль в жизни общества? Существует ли в современной науке монополия материалистического мировоззрения? Если эти вопросы и не прозвучали напрямую в самом тексте письма, то сразу оказались в центре незамедлительно воспоследовавшей дискуссии в обществе.
Один из авторов письма, академик Андрей Воробьев, вскоре заявил, что возникшую дискуссию нужно как можно скорее прекратить — иначе в обществе возникнет опасный раскол. Вряд ли такое опасение оправдано — иначе зачем было начинать подобную дискуссию? Мы решили посвятить тему сентябрьского номера «Фомы» именно письму академиков, потому что оно точно отражает представление о Церкви и христианстве немалой части современной российской интеллигенции. Этот текст (который вы сможете полностью прочесть в нашем журнале) — лучшая иллюстрация страхов, которые нередко испытывает сегодня светский человек в отношении религии. Насколько оправданы эти страхи? Как найти конструктивный выход из возникшей ситуации? Вот о чем хотелось бы поговорить, и вот почему мы благодарны авторам письма за их инициативу.
Конечно, в современном российском обществе, в том числе и сообществе церковном, существует немало проблем. И поверьте, они всерьез заботят не только атеистов. Нам кажется, что разговор о «письме десяти» на страницах различных православных изданий, а также нынешняя тема номера в нашем журнале — еще одна иллюстрация того, что православное сообщество открыто к диалогу, не скрывает существующих проблем и готово выслушивать претензии своих оппонентов. Православие — не тоталитарная секта, где невозможно ни на шаг отклониться от «генеральной линии» и где людям мгновенно затыкают рты, стоит им только начать критику. Это наш плюс, и это же наш минус, ибо именно такая позиция дает возможность различным силам как извне, так и внутри спекулировать именем Церкви. Мы попытались привлечь к дискуссии разных людей, и мы благодарны академикам, инициировавшим столь важную для нашего общества дискуссию. Хочется верить, что она поможет нам избавиться от шелухи взаимных обвинений.
Чего бы очень не хотелось — так это повторения ошибок пройденного и подмены обсуждения подлинных проблем борьбой с ветряными мельницами. Вопрос о взаимодействии, о сосуществовании современной науки и религии, как нам кажется, нашел в истории культуры свое конструктивное решение. Да, наука и религия — разные способы познания мира и человека; точнее, они о разном: к разному стремятся и по-своему изучают мир. Поэтому конфликта науки и религии быть не может; так же, как не может быть конфликта науки и поэзии, например.
В свое время Галилей, о котором вспоминают и авторы письма, любил повторять, что Библия учит нас не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо. В отличие от Галилео, авторы письма, на наш взгляд, не чувствуют, к сожалению, этой, вполне очевидной разницы и повторяют, как это ни парадоксально, ошибку папы Урбана VIII, видевшего в «деле Галилея» угрозу религии. Только теперь уже ученые видят в академической дисциплине «теология» угрозу науке. Такая позиция не может не огорчать, так как именно подобное непонимание способно отбросить нас назад в развитии гораздо дальше самого «темного средневековья»…
Своими материалами мы хотим дать ответ не только авторам «письма десяти», но и всем, кто разделяет их опасения. Надеемся, что такой диалог поможет нам лучше понять друг друга, разрушить устаревшие стереотипы и рассеять бесплодные страхи.
Если это удастся, «призрак клерикализма» больше не будет отравлять нашу жизнь. А значит, можно будет обратить внимание на более актуальные проблемы современной жизни, в решении которых люди Церкви готовы сотрудничать в том числе и с авторами «письма десяти».. ■

Редакция
Архив журнала
№7, 2019№6, 2019№3, 2019№4, 2019№5, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба