Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2013

Алина Дальская
Святочный рассказ: возрождение жанра

Как нарисовать Рождество

 

Святочный рассказ с точки зрения литературоведения относится к так называемой «календарной литературе», то есть из самого названия жанра следует, что это чтение наиболее уместно именно в Святки. И действительно, трудно найти время, когда бы весь мир — от мала до велика — столь единодушно замирал в готовности к чуду.

 

 

Святочный рассказ этим ожиданиям соответствует сполна: ведь в нем добро всегда побеждает зло, а чудо — прямо-таки обязательная составляющая. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешатся, и нас ждет светлый финал. 

 

Жанр святочного рассказа был невероятно популярен в XIX веке. Его основоположником принято считать Чарльза Диккенса, но тему быстро подхватили по всему миру, в том числе, конечно, и в России. У нас, правда, в отличие от жизнеутверждающей прозы родоначальника жанра, случались и трагические финалы, достаточно вспомнить рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», когда новогодний праздник оказывается лишь предсмертными фантазиями замерзающего ребенка. Но вот Лесков считал, что концовка обязательно должна быть веселой. В любом случае святочный рассказ напоминает нам о ценности домашнего очага, уюта, тихих семейных радостей. И, конечно же, о необходимости творить добро, заботиться о других, проявлять милосердие. 

 

После Октябрьской революции популярность жанра, по крайней мере в России, потихоньку сошла на нет. Что неудивительно: раз запретили празднование Рождества, то какие уж тут святочные рассказы… Хотя, если присмотреться, эхо святочного рассказа можно обнаружить, например, в повести Гайдара «Чук и Гек», а также… в воспоминаниях Бонч-Бруевича «Елка в Сокольниках», где добрый Ленин одаривает детишек конфетами и игрушками, водит с ними хороводы вокруг елки — вполне себе в стиле деда Мороза.

 

Нарисовать Рождество

 

 

С возвращением в нашу жизнь празднования Рождества можно было бы ожидать и быстрого возрождения жанра святочного рассказа. Но всё не так просто. Обратим внимание, что речь идет именно о рассказе, а не о сказке. То есть само названия жанра утверждает, что случившиеся события — реальны, а сверхъестественное вполне логично в эту реальность вплетается. И вот как раз эту «естественность сверхъестественного» убедительно донести до читателя очень непросто. Тем более что прошедший век способствовал скорее развитию цинизма, чем веры в чудеса.

 

Нарисовать Рождество

 

Тем замечательнее, что сейчас перед нами целый сборник святочных рассказов, написанных исключительно современными авторами. В этой книге собраны вместе новогодние и рождественские истории, выходившие за последние три года в детской книжной серии «Настя и Никита». Герои этих рассказов переживают неожиданные приключения,  преодолевают опасности, совершают смелые поступки. Но главное — они обнаруживают в своей душе доброту, самоотверженность и готовность помочь другим.

 

Нарисовать Рождество

 

Особенную работу пришлось проделать художникам, от которых требовалось не просто отразить сюжет, но и передать тепло, нежность, доброту и одновременно драматичность событий, которые происходят в каждом рассказе. И сделать это так, чтобы мы безоглядно поверили, что котенок найдет хозяйку, мальчик спасет маму из плена злого колдуна, прикроватный коврик обретет верного друга, а подброшенный в небо волшебный мандарин обернется летящей по воздуху каравеллой. И что Рождество Христово обязательно наступит, и ничто не сможет этому помешать.

 

 

Зимняя сказка

 

Обложка сборника святочных рассказов «Зимняя сказка»

 

М.: ИД «Фома», 2012.   («Настя и Никита»)

 

Подробности http://www.book.foma.ru/

 

 

Ниже некоторые иллюстрации из книги даны крупнее.

 

 

 

 

 

 

 «Сказочница Саша». Иллюстрации Дарьи Герасимовой.

 

В святочных рассказах волшебные приключения случаются в самых обычных обстоятельствах. Девочка Саша по дороге в школу встретила настоящую волшебницу и получила в подарок волшебные мандарины, в каждом из которых — сказка. 

 

 

 

 

«Ангел». Иллюстрации Наталии Кондратовой

 

Катя разбила ангела — игрушку, которая висела на елке рядом с фигурками трех волхвов. Кто же теперь явится пастухам и позовет их в Вифлеем? В этом рассказе Кате придется самой исправить свою ошибку и понять разницу между настоящими чудесами и обычными фокусами. 

 

 

 

 

 

 

«Снежный поросенок». Иллюстрации Антонины Ивановой.

 

Святочные рассказы — жизнеутверждающее чтение. Доброта и готовность к самопожертвованию творят невозможное. Мальчик Саша не может ходить, но вот однажды у него появляется настоящий друг — снежный поросенок по имени Чок, который отправился в трудное путешествие, чтобы исцелить Сашу. 

 

 

 

 

 

«Варежка». Иллюстрация Наталии Кондратовой

 

Трогательные герои, добрые взаимоотношения, любовь и взаимопомощь — все это не оставит читателей равнодушными. Все препятствия будут преодолены, и в мире воцарится гармония и счастье. Такие сюжеты особенно прекрасны в дни празднования Рождества. 

 

 

 

 

 

 

 

«Картина в папиной мастерской». Иллюстрации Дианы Лапшиной

 

Сюжет святочных рассказов обычно по-настоящему драматичен и держит в нешуточном напряжении читателей всех возрастов. Мама Ромки попала в плен к злому колдуну и мальчику приходится преодолеть страшные опасности, прежде чем ему удастся спасти ее.  

 

 

Ангел. СвяткиЭти истории полны сверхъестественных событий, граница между реальным и мистическим так зыбка, что легко стирается, увлекая нас сказочным вихрем невероятных приключений. К успеху героев приводят любовь, готовность преодолевать препятствия и помощь свыше. Все как в жизни.



Другие статьи автора: Дальская Алина

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба