Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2013

Что читать в январе

Что читать в наступившем месяце? В нашей постоянной рубрике мы предлагаем вам очередной книжный обзор от "Фомы".

 

Рифмуется с радостью.

 

Размышления о старости

 

М.: Храм святой мц. Татианы при МГУ, 2012

 

 

Современная культура не понимает старости, боится ее… Но старость — не только «третий возраст», как его политкорректно называют, но и приближение к дверям, за которыми вечность. Старость ассоциируется со слабостью, одиночеством и беспомощностью. Нет — она рифмуется с радостью, возражает игумения Феофила и собирает в своей книге, кажется, все, что можно сказать человеку о старости, чтобы он встречал ее осознанно, бестрепетно и радостно. 

 

Здесь мы найдем множество примеров могучей, счастливой, творческой и плодоносящей старости. Здесь прочитаем о старости с точки зрения биологической, исторической, социальной; о старости, которая находит в себе силы не замыкаться в эгоистическом нытье, а любить и служить. С середины книги начинается разговор о жизни, изнемогающей в пустоте, о саморастрате; о поисках смысла, о вере, которая придает достоинства и прямоты на пороге газовой камеры и в гулаговском бараке... 

 

Автор так заразительно пишет о старости активной, стремящейся к познанию, напряженно думающей, что уже как-то смешно и неловко воображать себя всеми покинутой немощной старушкой. Как правильно расставить приоритеты, как справляться с физической слабостью, как немощь свою превратить в силу, как уйти непостыдно… Надо читать, надо обдумывать — пригодится. 

 

                                                                                     Ирина ЛУКЬЯНОВА 

 

Предрассудки вместо веры? 

 

Откуда берутся околоцерковные суеверия

 

М.: Даниловский благовестник, 2012 г. 

 

 

Соседка принесла закваску «от Матронушки». К закваске прилагался рецепт с заверениями, что выпечка из «святого» полуфабриката обеспечит здоровье всем домочадцам. А вскоре мне в руки попала книга — своеобразный справочник суеверий. Есть в ней глава и про «благодатный хлебушек». А еще — главы о «елейной соли», о «Молитве задержания», о телегонии и другой чепухе, вызывающей повышенный интерес в народе. Кто ж не слышал глубокомысленных утверждений, что святая вода становится таковой благодаря ионам серебра, из которого сделан крест, что колокольный звон лечит онкологию, что измерена масса человеческой души… Культивируется набирание «земельки с могилки» и прикладывание к больным местам, употребление ее с чаем. Некоторые энтузиасты прикладывают к больному месту иконы и даже книги — например, одиозный опус иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени»… Впору вспомнить слова апостола Павла: «Бабьих басен отвращайся»! 

 

Авторы книги «Предрассудки вместо веры?» толково и последовательно разъясняют, что корни всех этих суеверий — в дремучем язычестве и невежестве современных людей, и рассказывают, как правильнее всего бороться с таким невежеством.

 

Наталья БОГАТЫРЁВА 

 

 

 

 

 

Священник Даниил Сысоев 

 

Закон Божий 

 

М.:, Благотворительный фонд имени иерея Даниила Сысоева, 2012.

 

 

Давно назрела потребность в появлении «Закона Божия», который был бы рассчитан на современного читателя, доступным языком раскрывал бы красоту православного учения во всей его чистоте и целостности. Книга отца Даниила, над которой он трудился более десяти лет, как раз такая. Автору удалось передать православное миросозерцание как единое целое, показать внутреннюю связь между догматами, духовной жизнью и церковным богослужением. Он сумел единым взглядом охватить всю историю человечества, начиная от сотворения мира и заканчивая тем, что ожидает нас тогда, когда «времени уже не будет». История Церкви предстает как органичное продолжение Священной истории. 

 

При этом изложение библейских и житийных повествований дается не как сухое перечисление событий, а как ответы на те вопросы, которые жизнь ставит перед современным человеком. Автор книги, сообщая справочную информацию о вере и жизни христианской, стремится объяснить их сокровенный смысл и сделать мир истинной веры понятным для читателя. 

 

Отдельно стоит отметить замечательные иллюстрации Елены Черкасовой. Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет отличным подарком для тех, кто хочет лучше узнать Православие. 

 

                                                                                                                Диакон Георгий МАКСИМОВ

 

Римма Алдонина

 

Принцесса и Гном  

 

Сказка 

 

Художник Диана Лапшина

 

М.: Издательский дом «Фома», 2012. — 24 с. (Настя и Никита).

 

 

Давным-давно жила в одном королевстве девочка-принцесса, свое-нравная и любопытная. Она любила всевозможные чудеса и редкости и собирала коллекцию разных диковинок, которые королевские гости везли со всего света. Часто принцесса и сама бродила по лесам и полям в поисках чего-нибудь интересного. 

 

Однажды она встретила в лесу настоящего гнома и решила забрать его во дворец. О том, что приключилось с принцессой дальше, что ей пришлось пережить и испытать, что она поняла и чему научилась, маленький читатель узнает из этой сказки. И, возможно, задумается, каково быть игрушкой в руках того, кто больше и сильнее тебя, каково жить, подчиняясь чужой воле. 

 

Сказка Риммы Алдониной не только напоминает о том, что надо быть внимательным и добрым, но и дает трогательный и запоминающийся пример настоящей дружбы и верности.

 

Ольга ГУРБОЛИКОВА

 

 

 

 

 

Юрий Максимов  

 

Христианский квартал 

 

Фантастические рассказы, повесть

 

М.: Никея, 2012

 

 

Юрий Максимов, ныне диакон Георгий, поставил перед собой чрезвычайно любопытную задачу: создать христианскую фантастику. В его Вселенной однозначно присутствует Бог. Его персонажи, даже покрытые шерстью и мало похожие на людей, даже живущие в эпоху межгалактических перелетов, вполне могут оказаться христианами. Иногда из этого получаются замечательно простые и сильные рассказы, таким рассказом — «Двадцать минут» — открывается сборник: в храм приходит серое, усатое, мохнатое, лапчатое, едва говорящее по-человечески существо, в котором так трудно разглядеть измученную смертной тоской душу, которой нужно даже не утешение священника, а простое сочувствие и готовность быть рядом.

 

А вот атеисту Ивану Гавриловичу из «Смерти атеиста» автор довольно долго отказывает в сочувствии; рассказ, собственно, весь о том, как атеист жил-жил и умер, а родился новый верующий. Насколько хорош первый рассказ — настолько неудачен и схематичен этот; он и написан неинтересно, этакой стандартной интеллигентской скороговоркой со штампованными, отдающими канцелярщиной выкрутасами: «Цель нашей истории — поведать о том, как атеист Пупышев умер, посему ограничимся лишь фактами, имеющими к делу непосредственное отношение»… «помянув про себя недобрым словом оригиналов-котоводов, которые из всего разнообразия кошачьих окрасов с маникальным упорством выбирают черный цвет»… 

 

Удивительный автор Юрий Максимов: когда он пишет о сегодняшнем дне — и слог его скован штампами, и сюжет строится неуклюже, и мысли не особенно оригинальны, и персонажи плоски. Но стоит только перенести действие на неведомую планету, в далекое будущее, в глубь веков, — автор как будто совершенно перестает стесняться себя, расправляет спину, стирает с лица неуверенную ироническую ухмылку и пишет умно и серьезно, и ставит интересные вопросы, и даже речь его становится свободной. Стилистика вообще слабое место Юрия Максимова; это тот случай, когда чем проще, тем лучше: простота и скупость его прозе к лицу. Но самое интересное в этой прозе — это умение автора поставить персонажа в сложную экзистенциальную ситуацию, на грань, и смотреть, как проявляется в нем человеческое и божественное; если для этой цели автору понадобились ядерные катастрофы, архаичные и высокотехнологичные миры на других планетах, существа негуманоидных рас и великие войны из истории неведомых народов — почему нет? Так даже интереснее.

 

                                                                                                           Ирина ЛУКЬЯНОВА

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба