Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2013

Говорят, что ... молитва — один из способов снятия стресса

Отвечаем, как на самом деле

Говорят, что молитва — один из способов снятия стресса.

На самом деле:

Молитва в Православии — обращение нашего ума и сердца к Богу. Наш ум имеет духовную природу и в этом подобен Богу, Который тоже есть Дух. Поэтому во время молитвы мы соединяем свой ум с Богом, восстанавливаем связь с Источником нашего бытия, разорванную при грехопадении. Без этой связи наша душа мертвеет, становится нечувствительной, неспособной к различению добра и зла, и в конце концов погибает. Поэтому блаженный Августин говорил: «Как тело не может жить без еды, так без молитвы душа не способна сохранить собственной жизни». 

Конечно, с точки зрения психологии можно усматривать в молитве определенное терапевтическое действие. Но сводить смысл молитвы к одному лишь снятию стресса столь же неразумно, как, например, утверждать, будто кардиостимулятором очень удобно колоть орехи. 

Часто спрашиваюткак понять мысль о том, что Бог — един, но — в трех Лицах? 

Отвечаем:

Для разъяснения тайны Святой Троицы святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух (то есть — нравственная сила человека) — образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума». 

Почему в Церкви перед иконами не только молятся, но и целуют их? Для чего это нужно? 

Потому, что:

Икона для православного человека не просто священное изображение. Это своего рода окно в духовный мир, позволяющее хотя бы через образ святого встретиться с ним, обратиться к нему с молитвенной просьбой, поблагодарить за помощь и просто выразить свою любовь. В православном богословии иконы этот принцип сформулирован следующим образом: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». По учению Церкви, чествование икон и поклонение им относится не к материалу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе (первообразу). В обыденной жизни мы тоже не раз сталкивались с этим принципом. Влюбленные хранят фото друг друга и в разлуке целуют их, разговаривают с ними. А если фото мамы вдруг случайно упадет на пол, то вряд ли найдется человек, который тут же не кинется его поднимать, причем вовсе не потому, что ему так дорог клочок бумаги, покрытый фотоэмульсией. 

Так и верующие целуют иконы, потому что любят тех, кто на них изображен. 

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба