Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2014

Владимир Легойда
Не забудем, не простим?

Владимир Легойда в защиту вежливости

«Сказано: Возлюби ближнего своего, как самого себя. А вот попробуй, возлюби!»  Так говорила моя бабушка. Она не получила почти никакого образования, но была очень мудрым человеком. Настоящей христианкой. Это ее «попробуй, возлюби» я вспоминаю очень и очень часто. Интонация, с которой бабушка произносила эти слова, не оставляла никаких сомнений: это — трудное. Но — самое важное.
Жизнь полна раздражителей, которые мешают любить. Скажем так, чтобы не любить, есть все условия. Чтобы любить, эти условия надо создавать самим. Точнее, с помощью Бога. Вот, например, простое и вечно актуальное правило: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак 1:19). (Как будто сегодня написано для дискуссий в социальных сетях, правда?)
Legojda_1Да, удержать свои мысли, не высказать свое мнение, не допустить возникновения конфликта крайне сложно. Это касается любых человеческих отношений: в семье, на работе, на улице, в социальных сетях… Изменить ситуацию, исключить непоправимое, если сосредоточиться не на причинах конфликта, а на возможных последствиях. Кричат в тебе эмоции, и тебе от этого хочется кричать? Подожди. Досчитай до десяти, как всегда советовал мне мой первый духовник. И это, правда, действует, потому что появляется — пусть небольшое — время остыть. Конечно, совет не обладает универсальной силой для всех людей и всех ситуаций. Но работает. Значит, надо пробовать.
А вот еще один из способов, который удалось проверить на себе. Как-то один священник сказал мне: «Я вообще никогда ни на кого не обижаюсь. Если мне кажется, что человек меня сильно обидел или старается обидеть, я представляю себе, что в следующую минуту мы оба умрем. И что перед этим фактом все наши ссоры и все обиды, которые мы воспринимаем непрощаемыми?» Сильный способ, если уметь им пользоваться, то есть если представить так, чтобы сработало. Однажды я сильно поругался с другом, а на следующий день мне пришло от знакомых СМС-сообщение о смерти одного знакомого. Не разобравшись, я сначала подумал, что речь идет о смерти именно этого моего друга, с которым я накануне сильно повздорил. Как сейчас помню пробивший меня холодный пот и страшное чувство тоски и безысходности: непоправимо! Все, его нет и я уже никогда не смогу сказать «Прости!» Тогда я понял, что в подавляющем большинстве случаев наш праведный гнев — ничего не стоит…
А праведного гнева сегодня — сколько угодно. Другого не стало — вежливости. А вот в защиту вежливости — пусть даже формальной! — хочется сказать несколько слов. Веками люди соблюдали придуманные ими правила поведения, изучали хитрости этикета и проч. Придавали всему этому большое значение. Наверное, не зря. Мне кажется, нужда в поведенческой норме в современной жизни чувствуется особенно остро. Взять хотя бы дискуссии в социальных сетях. В подавляющем большинстве этих дискуссий элементарная вежливость отсутствует напрочь. Частично это связано со свободным форматом, жестко диктуемым технологиями: ну не набирают в эсэмэсках каждый раз «Уважаемый, с уважением»… В общем-то, из электронной почты эти «ненужные условности» тоже постепенно уходят. Отчасти, повторяю, это вроде бы как вполне оправданно. С одной стороны. С другой, произнося «уважаемый», «спасибо», «пожалуйста» и прочие речевые анахронизмы ты, может быть, и не вкладываешь в эти слова всю душу, но все же создаешь определенное «поле вежливости», невольно выстраиваешь определенно — правильные — отношения.

Если нет любви или хотя бы вежливости, намного проще с гневом обрушиться на другого. Мы не боимся проклятий и проклинаем сами. По разным поводам сегодня в медийном, сетевом пространстве гуляет фраза «Не забудем, не простим» — посыл очевидно не христианский. Потому что Христос призывает прощать. И благословлять проклинающих…

 

И чем сложнее жизнь, чем напряженнее обстановка вокруг — в стране, в мире — тем сложнее, но так же важно быть христианином. Иначе что для нас Евангелие и Христос? Ведь тогда получается, что Евангелие… не для нас, не для нашего времени, не для наших обстоятельств. Но Евангелие написано не для красного словца и не для цитирования. А для того, чтобы так жить.
Нет и не может быть никакой жизненной мудрости, никакого жизненного опыта и обстоятельств, которые оказались бы сильнее и правдивее евангельской правды.



Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба