Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2014

Юрий Пущаев
Толковый словарь: Атеизм
Просмотров: 857

Е сть такой анекдот:

Дело происходит в Раю. К Богу обращается ангел:

– Господи, тут к Тебе атеисты пришли.

– Передай им, что Меня нет.

Интересно в связи с этим, что по-древнегречески прилагательное ἄθεος (atheos) значило не только отвергающий богов, безбожный и нечестивый, но и — отвергнутый богами. А быть отвергнутым богами значило для греков огромное несчастье, обреченность на ужасную и крайне незавидную судьбу.

Вообще слово «атеизм» образовано от ὁ θεός (theos) — Бог, и древнегреческой приставки α– со значением отрицания — не-, без-. В значение греческого слова «атеизм» в древние времена было прочно заложено не просто отрицание существования Бога, но и какая-то серьезная нравственная и интеллектуальная порча. То же самое, кстати, слышится и в русских словах «безбожник» и «безбожие». Они чаще всего употребляются далеко не нейтрально в нравственном отношении.

И сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога», — сказано в самом начале 13-го псалма. Дальше из слов псалмопевца становится понятно, почему это сказал безумец: «Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро… ни одного». Почему же в глазах не только библейского автора, но многих других, атеизм — это не только отрицание Бога, но еще и безбожие в смысле нечестия, отрицания добра? Действительно, разве нет и не было среди атеистов очень хороших людей? Разве не совершали они добрые, а порой очень добрые поступки?

Я бы на эти вопросы попробовал дать такой ответ. Конечно, среди атеистов были и есть очень хорошие люди. Искренние, чуткие, жертвующие собой ради других. Особенно, как это ни парадоксально, много было таких, например, среди искренне верующих (!) в свою правду рядовых коммунистов в советское время, седи героических комсомольцев, павших в Великую Отечественную.

Однако в чем, на мой взгляд, один из коренных пороков атеизма, который делает и добро своих приверженцев очень нестойким в определенных обстоятельствах? Даже отставим сейчас вопрос о том, что нравственность у атеизма и веры все-таки разная. Многие вещи, предосудительные для верующего человека, не являются таковыми для неверующего, и наоборот. Сейчас я хочу сказать о другом.

На мой взгляд, дело в том, что атеисты просто не рассчитывают свои и, шире, человеческие силы. Ведь они думают, что можно быть хорошим без Бога, что это вполне по силам самому человеку — быть добрым, честным, жить счастливо и не обременительно для окружающих, помогать им. Переоценивая свои душевные и нравственные способности, человек не рассчитывает их, относится к себе слишком невнимательно и снисходительно. И в результате он и сам не замечает, как совершает что-либо нравственно неприемлемое. Если верующий человек при прочих равных склонен относиться к себе скорее с недоверием, в принципе настроен на покаяние, поскольку понимает, насколько он несовершенен, то атеист лишен этого сознания. Он слишком верит в себя и себе. Скажем так: он живет очень неосторожно.

Поэтому, перефразируя слова одного атеиста, скажу, что атеизм — это хуже чем преступление. Это ошибка. Атеист совершает ошибку, обманывая сам себя. Он еще не осознает, насколько все хрупко и ненадежно в сфере человеческих дел, в том числе и его вроде бы благие устремления. В этом смысле атеизм — это смертельная болезнь: человек болеет, но не знает, что он болен, из-за этого незнания не лечится, и поэтому в итоге его болезнь очень и очень рискует стать неизлечимой, смертельной.

Наши рассуждения можно подытожить так: атеизм — это ошибка, которая и порождает преступление. Или безбожие, порождающее нечестие. 



Другие статьи автора: Пущаев Юрий

Архив журнала
№4, 2020№2, 2020№3, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№1, 2020№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба