Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2015
У моего приятеля-бизнесмена возникла вакансия на должность руководителя отдела продаж. Кандидат, дама средних лет, принесла с собой внушительный послужной список и всем видом своим излучала уверенность и успех. Знаете эту модную теорию сильной личности, притягивающей к себе успех? В фильме «Красота по-американски» один из героев говорит, что успех нужно излучать глазами, голосом, жестами, осанкой. Коучинг — искусство самореализации и достижения целей — специально натаскивает обучающихся на то, чтобы лелеять свое «я» и уметь презентовать его окружающим. Этим-то новоиспеченная руководительница отдела продаж и занялась…
Она излучала, излучала и излучала еще. Вскоре сотрудники и директор не знали, куда деваться от счастья, что в их коллективе появилась такая одаренная сотрудница. Однако же дело организации отдела продаж двигалось вяло — работа, возможно, не самая сложная, но требующая общего развития, точности, знания технологических нюансов, а также внимания к потребностям заказчика. Коллеги стали намекать, что, дескать, неплохо бы заняться тем-то и тем-то, а неудавшиеся моменты подправить. И тут с излучением оптимизма стало твориться неладное. Чудодейственный план давал сбои! Уверенность и высокое мнение о своем «я» соблюдались как непреложное правило, тогда как долгожданный успех не приходил.
Качественно выполненной работы нашей героине казалось недостаточно. Деятельность отдела продаж должна была стать абсолютно оригинальной, новаторской. Фирма таким образом далеко продвигалась на рынке, а начальница отдела продаж срывала общие аплодисменты. Но чем больше грандиозные планы расходились с действительностью, тем чаще болезненная мина посещала лицо руководительницы. Она выглядела подавленной, выбитой из колеи. Устройство на новое место и вхождение в круг обязанностей послужили началом глубокого кризиса.
Отсутствие по болезни, повторный больничный лист и, наконец, как логическое продолжение, отпуск без содержания, «за свой счет»… Когда месяц спустя наша героиня снова переступила порог офиса, ее одежда, прическа, походка, манера держаться говорили о том, что старое отошло, жизнь начата заново и обладательница всех неисчислимых достоинств готова идти в бой. Первое, что услышали от нее оторопевшие коллеги, было: «Я прошла курсы по повышению самооценки, и теперь у меня нет сомнений, сколько стоит моя работа». Немая сцена.
Сюжет этот вспоминается мне, когда я слышу о том, что человек должен научиться любить себя. Пускай и не в столь курьезной форме, многие сегодня не прочь порассуждать об индивидуальности и положительной самооценке. Увы, одно и другое сводится к требовательности к окружающим и к извинению собственных слабостей.
Любить себя в наше время имеет два значения: представлять себя в лестных ролях и баловаться приятностями. Однако завышенные притязания, фантазии о том, «что тебя достойно», терпят катастрофу. Неповторимые индивидуальности одинаково терзаются, вымещают досаду друг на друге и вообще ведут себя самым примитивным и неоригинальным образом. Что же до «баловать себя», аппетиты приходят во время еды. Мало кто из любителей шопинга и тюнинга с дансингом, пилингом и лифтингом бывает доволен имеющимся.
Зацикленность на себе, «ячество» определенно идет не на пользу. Возможно, поднаторевшая в «люблении себя» — получении удовольствий, делании карьеры и выпячивании по каждому поводу своего мнения — современность проигрывает в своеобразии и личном достоинстве предыдущим эпохам. Чтобы увидеть это, достаточно просмотреть старые ленты, в которых всегда удивляет глубина чувств и живость характеров, естественность, нетривиальность и разнообразие внутреннего мира героев. Наоборот, актеры новейшего кинематографа смотрятся по большей части как полуживые. Банальности и имитацию собственной важности стараются прикрыть бравадой, эффектными позами и острым сюжетом.
Каким же образом самовыражение и самоактуализация удавались людям, не располагавшим десятой частью нынешних «индивидуальных возможностей»: предметами комфорта и статуса, способами проведения досуга, разнообразием стилей одежды и украшений, информационного обеспечения? Во все времена громадное значение имел фактор служения большому делу, преданности другому человеку. Это хорошо иллюстрирует притча о трех строителях.
Три человека тесали тяжелые глыбы на стройке. У одного спросили: «Что ты делаешь?» Он отвечал: «Гну спину, таская и обрабатывая эти надоевшие мне камни». Спросили и второго, который сказал: «Я зарабатываю деньги, чтоб прокормить себя и семью». Третий же, услыхав вопрос, отвечал: «Участвую в возведении величественного храма». Так, находясь в равных условиях и выполняя одинаковую работу, все трое имели разное понимание смысла и собственного достоинства.
Человек — существо экстатическое, то есть выходящее вовне. Для него недостаточно себя самого. Работа, любовь, служение науке, культуре и образованию, принадлежность к коллективу, религиозное чувство становятся поводами явить себя уникальной, неповторимой личностью. «Дерево познаётся по плодам», — говорит Писание. Человек раскрывает себя в том, чему служит. Народная пословица добавляет, что чем больше плодов на ветках, тем ниже они гнутся к земле — разумей, тем скромней его размышление о себе и тем больше заботы о деле.
Общее развитие, культура, умения, кругозор и такт кажутся избыточными, чрезмерно тяжелыми условиями личностного удовлетворения. Новые веяния требуют четкого «профита», скорого продвижения, лидерства и растущей самооценки. Но счастье… оно подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает. «Только если вы перенесете внимание с себя на другие вещи, — говорит знаменитый психотерапевт и писатель Виктор Франкл, — оно придет и тихонько сядет к вам на плечо».