Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2015
Это настолько очевидно, что даже как-то странно приводить доказательства. Только поврежденная человеческая природа способна не видеть их на каждом шагу.
За что нам приходится платить? За всякую ерунду, которая имеет ценность только в нашем воспаленном воображении. За глупость, за жадность, за слепое самолюбие, за маленькие и большие слабости. Очень дорого стоит зависть, ненависть, лень, страх. Всё это в конечном счете выражается в конкретных статьях расходов — на лишние вещи, которые нужны не для того, чтобы одеться, а для того, чтобы повысить самооценку; на лишние услуги, которые гораздо качественней можно оказать себе самостоятельно; на образ жизни, который не дает ничего, кроме горького разочарования и преждевременных проблем со здоровьем.
Материал по теме
Никогда, наверное, эгоисты не были так симпатичны и обаятельны, как сегодня. В самом деле, настоящему эгоисту нынче есть что показать. Он весел и легок в суждениях, все у него получается, ничто его не смущает — орел, да и только. Если бы Лермонтов был жив, герой нашего времени был бы у него именно таким. Но вот незадача — этот блестящий эгоист совершенно не способен ни к долгосрочным отношениям, ни к упорной профессиональной работе, ни к какой-либо форме ответственности. Страшно то, что все свои проблемы эгоист решает еще до того, как они проявились в его жизни.
Вместе с тем фундаментальные ресурсы, без которых ни один человек не способен прожить, стоят неприлично дешево или вообще нисколько. Воздух невозможно сделать товаром. Солнечный свет одинаково льется как на праведников, так и на грешников. Вода стоит гораздо дешевле любого из дурацких напитков, придуманных людьми. Здоровое питание обходится на порядок дешевле обжорства. Войны разоряют целые страны и цивилизации, в то время как мирная жизнь еще никого не сделала беднее. Церкви открыты для всех желающих, проповедь, исповедь, причастие — всё включено. И, наконец,
совсем ничего не стоит самый ценный ресурс человечества — любовь.
Все-таки люди, конечно, никакие не злодеи. Люди — идиоты. Они не только не принимают в дар этот бесценный источник всех благ, но еще и тратят огромные деньги на то, чтобы от него откупиться. Это ужасно смешно. Представьте себе дурачка, за которым бегает городской нотариус со всей своей свитой и пытается вручить ему завещание на бабушкино многомиллионное наследство. А дурачок, вместо того чтобы прыгать от радости, сует нотариусу деньги, лишь бы тот от него отстал. Мне кажется, я понимаю, в чем секрет Божьего долготерпения. Он просто угорает над всеми нами со смеху. Ну как можно обижаться на этих клоунов, которые верят в одно, говорят другое, делают третье, а получается у них нечто четвертое. В результате они наносят сами себе такой сокрушительный урон, что добавлять к этому еще и высшую кару — значит бить лежачего.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» — иногда кажется, что этой заповеди отведена роль подопытного кролика для философских изысканий лукавого человечества. Каких только интерпретаций не придумано, чтобы разглядеть в этих простых, как три копейки, словах очередную таинственную формулу любви. Варианты один смешней другого. Вот, например, из последнего: возлюби себя самого со всеми своими недостатками — и тогда от избытка любви полюбишь и ближнего, и дальнего, на всех хватит. И это еще не самый глупый вариант. Будь в Царстве Божьем телевидение, можно было бы открывать юмористическую передачу.
Но там, где начинается поиск «формулы любви», ни о какой любви речи уже не идет.
У любви может быть лишь одна формула — прямого действия. Все остальные интерпретации — это лишь очередной предлог для того, чтобы откупиться от нотариуса и продолжить этот безумный побег от собственного счастья.
Любовь — это дар, который нужно всего лишь принять. В другой евангельской фразе — «Бог есть любовь» — достаточно просто поставить акцент на слове Бог вместо того, чтобы навязывать слову «любовь» весь спектр значений из Википедии. Любовь — это состояние благоговения перед Творцом и его творением. Состояние, в котором нет вообще никакой разницы между тобой и твоим ближним. Все мы носим в себе образ и подобие Божие, все мы в той или иной степени его в себе подавляем и искажаем, но право на то, чтобы любить и быть любимым, мы имеем только на одном основании — в силу этого богоприсутствия в каждом из нас.
Ведь не случайно заповедь о любви к ближнему Спаситель произнес как продолжение заповеди о любви к Богу: Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк12:29–31).
«Подобная ей»! По сути, вторая заповедь лишь уточняет первую. Без «возлюби ближнего» можно было бы с чистой совестью полюбить Бога до крайней степени человеконенавистничества. А без уточнения про «самого себя» можно дойти до той степени самоуничижения, когда борьба с собственным эгоизмом незаметно оборачивается богоборчеством. Враг рода человеческого хитер и изобретателен. Возненавидеть образ и подобие Божье в себе иногда гораздо проще, чем в ближнем.
Кто любит, тот любим. В Царстве Божьем не знают маркетинга, специалисты по этому делу водятся в других пределах — тех, куда ведут широкие врата. Любовь — это не какой-то секретный нектар, который послушно бежит по скрытым трубам и разливается в потаенных местах. Любовь неисчерпаема, а потому не имеет цены и не подвержена инфляции. Любовь — это свет, который дается бесплатно любому, надо лишь открыть глаза. Ты опять победил, дорогой нотариус, так и быть, давай сюда свои миллионы.
Фото Laura Bittner