Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2018
«Свет», «светлый», «светящийся», «светоносный», «рожденный на рассвете» — так переводится на русский язык латинское слово «Lux» и образованное от него имя «Lucas», или Лука. Имя Лука, как и многие другие имена, пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Ведь и среди греков это латинское имя — Λουκᾶς — пользовалось популярностью. Впрочем не в популярности имени дело. Одним из самых почитаемых христианских святых, носивших это имя, был евангелист Лука, апостол из семидесяти. День его памяти Русская Православная Церковь чтит 31 октября ( 18 октября по ст.стилю). Обоими ветвями христианской церкви апостол Лука почитается не только как евангелист, но и как первый иконописец и покровитель художников.
Любопытно, что это международное имя практически на всех языках звучит одинаково, с той лишь разницей, что звук «Л» в имени иногда смягчается до «Ль». Поэтому в английском, французском и итальянском мы получаем Люк и Люка, с ударением на последний слог. В некоторых языках, например, в испанском, португальском, польском, чешском сохраняется согласная на конце слова и имя звучит как Лукас и Лукаш. На просторах нашей родины имя Лука бытовало в варианте Лукьян.
Мы не можем предоставить убедительных доказательств популярности имени на протяжении всей истории России, хотя бы потому, что никто и не пытался подсчитать число мужчин с именем Лука. Однако, одной из широкоизвестных и распространенных славянских фамилий остается фамилия Лукин и её варианты, например, Лукашенко, образованные от имя Лука. Что может быть убедительнее?
Другим доказательством популярности имени Лука в России может служить покровительство императора Павла I мальтийскому ордену, точнее, популярность стала следствием этого. Казалось бы, где здесь-то связь?
Согласно житию, примерно в шестидесятые годы нашей эры у берегов Мальты потерпел крушение корабль, на котором апостол Павел и апостол Лука направлялись в Рим, на суд кесаря. Произошло чудо. Несмотря на страшную бурю и гибель корабля, все находившиеся на александрийском судне матросы и путешественники спаслись. Их было около трехсот. Все они задержались на острове на три месяца. Люди во главе с апостолом Павлом поселились в пещере, недалеко от древнего города Мдина. Позже над пещерой был воздвигнут храм с тремя алтарями, в честь апостола Павла, апостола Луки и апостолов Трофима и Аристарха. Апостол Павел прославился тем, что продолжал на острове свою проповедь, обращал в христианство, основал здесь первую христианскую общину, возглавил которую римский наместник Публий (так же обращенный апостолом Павлом). Лука же оставил по себе рукотворную память.
На северо-востоке острова, в древнем городе Меллиха, на стене одной из пещер апостол Лука написал образ Богоматери с младенцем. Эту фреску весь мир знает под именем Богоматерь Меллихская. Вскоре от фрески начали происходить чудеса. Еще позже над пещерой надстроили храм, а к чудотворному образу начал стекаться народ. Поток верующих не перестает уже почти две тысячи лет, как не перестают происходить и множаться чудеса исцелений, счет которым все также ведется. Но где здесь связь с Россией, императором Павлом и именем, вновь хочется задать вопрос?
В середине XVI века Мальта стала центром рыцарского ордена ионитов, среди прочих островов она была передана рыцарям «на вечные времена» императором Священной Римской империи Карлом V. На Мальту перебрался не только магистр ордена со своими рыцарями, сюда были перевезены и святыни, которые рыцари-крестоносцы тщательного оберегали от магометан. Среди прочих святынь находилась Филермская икона Божией Матери.
По преданию, этот образ был написан апостолом Лукой еще при жизни Богородицы, примерно в 46 году н.э. В доме св. Иоанна Богослова апостол Лука сидел прямо напротив Пресвятой Девы и писал её лик. Апостол не расставался с этой иконой долгое время. Он имел её при себе и в Греции, и в Галиии, и в Египте, и в Ливии, где обращал язычников в христианскую веру. Известно, что Филермская икона, видимо уже после святой кончины апостола, оказавшись в Антиохии, пребывалая здесь более трех сот лет. Затем икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке по распоряжению византийской императрицы Евдокии в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме вплоть до 1203 года. Затем икона оказалась вновь в Иерусалиме и теперь уже тщательно охранялись крестоносцами, которые и перенесли её на Мальту. Здесь была воздвигнута часовня в местечке Филерм, давшей и название иконе. Икона, написанная апостолом Лукой, через полторы тысячи лет оказалась там, где апостол уже писал Божию Матерь, вспоминая её, сидящую перед ним в доме Иоанна Богослова.
Когда 1789 году остров был осажден французами, рыцари не нашли ничего лучше, как обратиться за помощью к российскому императору. Павел I не только оказал помощь, возглавил мальтийский орден, получив звание великого магистра, но и планировал превратить Мальту в военно-морскую базу российской империи. Следствием благодарности рыцарства стало перенесение («просьба принять под свое покровительство») в Россию древнейших святынь ионитов: десницы Иоанна Крестителя, частицы Древа Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божией Матери. Произошло это 12 октября (26 октября по новому стилю) 1799 года. Сначала святыни находились в Гатчине, но позже были перенесены в домовую церковь Зимнего Дворца. В 1800 году в честь этого события было установлено празднование.
В России сохранилось не так много свидетельств рукотворного служения апостолов. Филермская икона была одним из них, важным свидетельством и зримой молитвой апостола Луки. В 1852 год распоряжением императора Николая I было установлено ежегодное перенесение всех трех святынь в Гатчину. Из дворцовой церкви ежегодно, на протяжении 65лет (до 1917 года) совершался большой крестный ход со всеми тремя святынями, который завершался в Павловском соборе. Здесь мощи и икона оставлялись на десять дней для всеобщего поклонения. Сюда стекались богомольцы со всей России. После революции, распоряжением новых властей реликвии были оставлены в Гатчине. В 1919 году, во время отступления войск Юденича, святыни были тайно вывезены настоятелем павловского собора в Эстонию, а оттуда они попали сначала в Данию , затем в Черногорию, где и хранятся по сей день.
Но если вплоть до революции имя, которое носил апостол Лука, все-таки было на слуху, то в послереволюционной России интерес к этому имени резко упал. И новорожденным теперь редко давали апостольское имя. Безусловно, это было связано с общественным движением двадцатых годов «За новые имена», активно одобряемым новой властью. Как и многие другие, имя Лука попало в разряд старорежимных, мещанских, немодных и требующих себе смены. На фоне абсолютного затишья в 1997 году специалисты неожиданно фиксируют всплеск интереса к имени Лука, который продолжается до сих пор.
Сегодня имя Лука, которое родители выбирают своим детям, ассоциируется не только с евангелистом и апостолом, но и с новомучеником Русской Православной Церкви, подвижником благочестия, прославленным в лике святителей Лукой (Войно-Ясенецким).
22 ноября 1995 года святитель Лука (хирург и профессор медицины, философ и проповедник, архиепископ, пострадавший во времена сталинских репрессий), он был прославлен в лике местночтимых святых, как архиепископ Симферопольский и Крымский. Год спустя, в марте 1996 года были обретены мощи святителя Луки. Сегодня они хранятся в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя. Еще четырьмя годами позднее, в 2000 году, Архиерейский собор Русской Православной церкви прославил его в лике новомучеников и исповедников российских, таким образом распространив почитание на всю Русскую церковь. Хочется верить, что неожиданный всплеск интереса к имени Лука в 1997 году все-таки неслучаен. Пусть невольно, но мы возвращаемся к традиции именования детей в честь святых христовых подвижников.
Апостол Лука родился в сирийском городе Антиохия, но, судя по всему, по происхождению был греком. Достаток семьи позволил ему получить прекрасное образование. Лука преуспел не только в изучении языков, позволявших ему понимать и иудеев, и эллинов, и даже египтян, но и наук, в первую очередь философии и медицины. Сколько ему было лет, когда он перебрался в Иерусалим, мы не знаем, но именно здесь он впервые услышал о Спасителе и принял для себя решение следовать Его путем, неся Благую весть другим, прежде всего язычникам. Среди прочих Лука был избран апостолом из семидесяти для проповеди. Он был свидетелем мученической кончины первомученика Стефана. Вдохновленный его подвигом, решил начать свою проповедь на родине. В Антиохии вскоре он присоединился к апостолу Павлу, став его другом, учеником и врачом. Он следовал всюду за своим наставником до самой мученической кончины апостола Павла. От апостола же Павла получил благословение утвердить церковь в Македонии и никогда не оставлять своей проповеди. Оставшись один, апостол Лука продолжил проповедовать в Италии, Далматии, Греции, Ливии, Египте и вновь Греции. Он снискал славу «второго апостола Павла» своей неутомимостью и твердостью в вере. В Фивах он содействовал устройству церквей, творил чудеса, исцелял, многих обратил в христианство. Но именно здесь, будучи глубоким стариком, принял мученический венец и был распят язычниками на оливковом дереве. В Фивах же погребен.
Главной проповедью апостола Луки стало написанное в Риме, вдохновленное Святым Духом Евангелие. Он писал его с благословения апостола Павла и по просьбе некоего знатного антиохийца Феофила. С трепетом и благоговением приступил он к своему труду, в котором довольно подробно изложил земной путь Спасителя, рассказав не только о том, что видел сам, а также то, что услышал от «самовидцев». О жизни, трудах, чудесах, проповедях апостолов, прежде всего апостола Павла, о том, как устраивались первые христианские церкви, апостол Лука рассказал в «Деяних апостолов», тем самым поставив даже свое блестящее образование на службу Христу. Проповедь апостола Луки была зримой, ведь он стал первым иконописцем. Он в красках запечатлел образ не только апостола Павла и Петра, но и Богородицы. Как говорит житие, святой Лука взял доску от стола, за которым совершали трапезу Богоматерь, Иосиф Обручник и Христос. На ней он изобразил Деву Марию с младенцем. Когда апостол Лука принес Богоматери написанным им образ, Она, взглянув на него, произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будут».
глас 5
Апостольских деяний сказателя/ и Евангелия Христова светла списателя,/ Луку препетаго,/ славна суща Христове Церкви,/ песньми священными святаго апостола похвалим,/ яко врача суща,/ человеческия немощи,/ естества недуги и язи душ исцеляюща// и молящася непрестанно за души наша.
глас 2
Истиннаго благочестия проповедника/ и таин неизреченных ритора,/ звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим:/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,// Един ведый сердечная.